Рабочая программа для детей 2-го года жизни (Погодина Л.А..)

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Целевой раздел .............................................................................................................................. 4
1.1. Пояснительная записка: .......................................................................................................4
Цель ..............................................................................................................................................5
Задачи .......................................................................................................................................... 5
Принципы и подходы к формированию рабочей программы ......................................... 5
Нормативно-правовые документы ........................................................................................6
Психолог педагогическая характеристика особенностей развития детей группы ...... 7
Срок реализации рабочей программы ..................................................................................8
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы ................................................ 9
1.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми .................10
2. Содержательный раздел ............................................................................................................11
2.1 Содержание образовательной деятельности ........................................................................ 11
Социально-коммуникативное развитие. ............................................................................ 11
Познавательное развитие. ..................................................................................................... 12
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия ...................................................................12
2) Окружающий мир ..................................................................................................................... 13
3) Природа ..................................................................................................................................... 13
Речевое развитие. .................................................................................................................... 14
Художественно-эстетическое развитие. .............................................................................. 17
1) от 1 года до 1 года 6 месяцев ................................................................................................... 17
2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет .....................................................................................................17
Физическое развитие. ............................................................................................................. 18
1) Основная гимнастика ............................................................................................................... 19
2) Подвижные игры и игровые упражнения ...............................................................................19
3) Формирование основ здорового образа жизни ......................................................................20
2.2 Модель организации образовательного процесса ............................................................... 21
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы ....................... 21
2.3 Структура реализации образовательной деятельности .......................................................27
2.4 Планирование образовательного процесса .......................................................................... 27
Комплексно-тематическое планирование ...............................................................................27
2.5 Формы взаимодействия с родителями .................................................................................. 29
2.6 Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений .................. 30
3. Организационный раздел ......................................................................................................... 31
3.1 Система образовательной деятельности: расписание ОД ...................................................31
3.2 Организация режима дня пребывания детей в группе ........................................................ 32
3.3 Система физкультурно-оздоровительной работы в группе. Режим двигательной
активности ..................................................................................................................................... 33
3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе ...................... 35
3.5. Методическое обеспечение образовательной деятельности ............................................. 38
3.6 Материально-техническое оснащение программы ..............................................................39
4. Приложения ................................................................................................................................. 41
Перечень художественной литературы ...................................................................................41
Перечень музыкальных произведений ....................................................................................42

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка:
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой
дошкольного образования МАДОУ 18 «Родничок» в соответствии с требованиями ФОП ДО и
ФГОС ДО. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с
воспитанниками группы. Программа строится на принципе личностно-ориентированного
взаимодействия взрослого с воспитанниками и обеспечивает физическое, социально
коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в
возрасте от 1 до 2 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Рабочая
программа направлена на: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народ, исторических и национально-культурных традиций.
Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Образовательная деятельность может осуществляться на родном языке из числа языков
народов Российской Федерации, в том числе на русском языке, как родном языке, в
соответствии с образовательной программой дошкольного образования и на основе заявления
родителей (законных представителей).
Режим работы группы по пятидневной рабочей неделе в режиме полного рабочего дня 10,5
часового пребывания с 7.00 – 17.30.
Срок реализации данной программы
– 1 год.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Пояснительная записка.
Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Часть, формируемая участниками образовательных отношений разработана на основе
рабочей программы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Необходимость в разработке данной Программы обоснована образовательными
потребностями, интересами и мотивами детей, членов их семей и воспитателей.
Программа разработана с учетом методического пособия: «Сенсорное развитие детей
раннего возраста» Е. А.Янушко.
Данная программа направлена на обогащение чувственного опыта, необходимого для
полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь- пополнение
представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов,
положении в пространстве и т.п.
Цель и задачи реализации части рабочей программы, формируемой
участниками образовательных отношений.
Цель: обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование
предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
Создание условий для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного
восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе
предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете,
величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.);
- высчитывание первичных волевых черт характера в процессе овладения
целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной
задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и
т.д.).

Цель
Задачи

Принципы и подходы к
формированию рабочей
программы

Реализация
содержания
образовательной
программы
дошкольного образования МАДОУ №18 «Родничок» в
соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО.
 обеспечение единых для Российской Федерации
содержания ДО и планируемых результатов освоения
образовательной программы ДО;
 приобщение детей (в соответствии с возрастными
особенностями) к базовым ценностям российского народа
– жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь
и
взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России;
 создание условий для формирования ценностного
отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
 построение
(структурирование)
содержания
образовательной
деятельности
на основе
учёта
возрастных и индивидуальных особенностей развития;
 создание условий для равного доступа к образованию для
всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия
образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
 охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
 обеспечение
развития
физических,
личностных,
нравственных
качеств
и
основ
патриотизма,
интеллектуальных
и
художественно-творческих
способностей
ребёнка,
его
инициативности,
самостоятельности и ответственности;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах воспитания, обучения и
развития, охраны и укрепления здоровья детей,
обеспечения их безопасности;
 достижение детьми на этапе завершения ДО уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального
общего образования.
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение
(амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором
сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных

Нормативно-правовые
документы

представителей),
совершеннолетних
членов
семьи,
принимающих участие в воспитании детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических
работников;
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах
деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребёнка в различных видах деятельности;
9)
возрастная
адекватность
дошкольного
образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития);
10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от
29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с
изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
 Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “Об образовании в
Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона
“Об
обязательных
требованиях
в
Российской
Федерации”»
 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “Об образовании в
Российской Федерации” по вопросам воспитания
обучающихся»
 Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028
«Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы дошкольного образования» (Зарегистрировано
в Минюсте России 28.12.2022 № 71847)
 Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования,
утвержден
приказом
Министерства образования и науки России от 17 октября
2013г. № 1155 (с изм. на 08.11.2022);
 Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от
07.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025, утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р;
 Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
 Постановление Главного государственного санитарного

Психолог
педагогическая
характеристика
особенностей развития
детей группы

врача Российской Федерации от 28.09.2020г. «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021г. «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования по
обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
 Образовательная программа дошкольного образования;
 Устав МАДОУ № 18 «Родничок»
 Локально-нормативные акты
Характеристика воспитанников группы раннего возраста на
2023-2024 учебный год:
Общее количество детей – 5 человек
3 девочек - ___%
2 мальчиков – ___%
Росто-весовые характеристики
Вес двухлетнего ребенка составляет одну пятую веса
взрослого человека. К двум годам мальчики набирают вес до
13,04 кг, девочки - 12,6 кг. Ежемесячная прибавка в весе
составляет 200-250 граммов, а в росте 1 см. К двум годам
длина тела мальчиков достигает 88,3 см, а девочек
- 86,1 см.
Функциональное созревание
Продолжаются рост и функциональное развитие
внутренних органов, костной, мышечной и центральной
нервной системы. Повышается работоспособность нервных
центров. Общее время сна, практически полностью
подчиненного суточной ритмике, составляет 11-12 часов.
Развитие центральной нервной системы на этом этапе
характеризуется
замедлением
ростовых
процессов,
снижением скорости увеличения объема головного мозга и
формированиемнервных связей.
Начиная с 16-18-ти месяцев уровень развития
мускулатуры
и
нервной
системы
обеспечивает
рефлекторную деятельность по контролю выделительной
системы. К двум годам у большинства детей ночное
мочеиспускание прекращается, хотя время от времени оно
может повторяться у многих из них и гораздо позднее в
результате нарушения привычных видов повседневной
активности, на фоне болезни, в случаях перевозбуждения
ребенка или испуга.
Психические функции. Восприятие становится

ведущей
психической
функцией.
Совершенствуется
зрительное восприятие и становится ведущим. Вместе с тем,
дети полутора – двух лет не могут одновременно
воспринимать объект в целом и отдельные его части. В
области
восприятия
происходит
формирование
перцептивных действий и предметных эталонов. Функция
перцептивных действий - ориентировочная, обследование
перцептивных свойств объекта на основе эталонов.
Формирование наглядно-действенного мышления как
отражения скрытых сущностных связей и отношений
объектов происходит на основе развития восприятияи в ходе
овладения ребенком предметно-орудийными действиями.
Первоначально перцептивные действия представляют собой
развернутые внешние действия. По мере овладения речью
восприятие начинает приобретать черты произвольности.
Слово начинает регулировать восприятие ребенка. По мере
взросления и накопления опыта дети приобретают
способность принимать и одновременно перерабатывать все
больше информации, сопоставляя знание о части и целом.
Появляются зачатки экспериментирования. Физический
опыт становится основой обобщений. Последовательность
овладения обобщениями: на основании цвета (от года до года
и семи месяцев); на основании формы (от полутора до двух
лет); функциональные обобщения (от двух до трех лет).
Саморегуляция. Овладение туалетным поведением.
Формирование основ регуляции поведения. В речи
появляются оценочные суждения: «плохой, хороший,
красивый». Ребенок овладевает умением самостоятельно
есть любые виды пищи, умыться и мыть руки, приобретает
навыки опрятности. Совершенствуется самостоятельность
детей
в
предметно-игровой
деятельности
и
самообслуживании.
С
одной
стороны,
возрастает
самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой
— он осваивает правила поведения в группе (играть рядом,
не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно).
Все это является основой для развития в будущем
совместной игровой деятельности.
Личность. Появляются представления о себе, в том
числе как представителе пола. Разворачиваются ярко
выраженные процессы идентификации с родителями.
Формируются
предпосылки
самосознания
через
осуществление эффективных предметных действий.
Срок реализации

2023-2024 учебный год

рабочей программы

(1 сентября 2023 – 31 августа 2024 года)

1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы
1.
ребенок проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками;
2.
ребенок проявляет интерес к себе, желание участвовать в совместной деятельности,
игре, развлечении;
3.
ребенок умеет группировать однородные предметы по одному из трех признаков
(величина, цвет, форма) по образцу и словесному указанию;
4.
ребенок способен обобщать, узнавать и стремится называть предметы и объекты,
изображенные на картинке (в том числе и объекты природы);
5.
у ребенка сформированы элементарные представления: о самом себе – о своем имени;
о внешнем виде; о своих действиях; о желаниях; о близких людях; о пище; о блюдах; о
ближайшем предметном окружении; о личных вещах; о некоторых конкретных,
близких ребёнку, ситуациях общественной жизни;
6.
ребенок умеет узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения,
отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы,
поддерживать стремления к взаимодействию с ними;
7.
ребенок понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки,
размер, цвет, местоположение; понимает речь взрослого и выполняет его просьбы;
выполняет несложные поручения;
8.
ребенок использует накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно;
воспроизводит за взрослым отдельные слова и короткие фразы; употребляет
несложные для произношения слова и простые предложения;
9.
ребенок с удовольствием слушает чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок,
сказок с наглядным сопровождением; договаривает (заканчивать) слова и строчки
знакомых песенок и стихов;
10.
ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные движения, игровые действия под музыку;
11.
ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование);
12.
ребенок начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые
имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по
зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры.

1.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей.
Педагогическая диагностика (мониторинг) проводится в ходе наблюдений детей в
спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарием для
педагогической диагностики (мониторинга) служит программа «Вдохновение» под ред. (инд.
карты развития). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории), оптимизации работы с группой детей.
Объект
Формы и
Периодичность
Длительность
Сроки
педагогической
методы
проведения
проведения
проведения
диагностики
педагогической педагогической педагогической педагогической
(мониторинга)
диагностики
диагностики
диагностики
диагностики
Дети от 1 года Наблюдение
4 раза в год
В течении года
до 2 лет
Беседа
1г.3 мес
используя карты
Продукты
1г. 6 мес
индивидуального
детской
1 год 9 мес
развития
деятельности
2 года
Планируемые результаты по освоению части рабочей программы,
формируемой участниками образовательных отношений
Показатели сенсорного развития детей второго года жизни и диагностики.
Программа включает методы диагностики развития детей, разработанные Аксариной
Н. М., Печорой К. Л., Пантюхиной Г. В.
1 г. 3 мес.
Играя, различает два разных по величине предмета (например, два
куба). Перед ребенком выкладывается маленький куб (высотой 7 см) из большого куба
(высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может
пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает.
1 г. 6 мес. Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову
подбирает предметы такой же формы (например, к кубику кубик). Взрослый раскладывает
перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы).
Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем
берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом.
Ребенок выполняет оба задания.
1 г. 9 мес. Играя, различает три разных по величине (контрастные, с разницей 3 см)
предмета (например, три куба). Взрослый достает кубы один из другого, ставит их в
разнобой, после чего предлагает ребенку собрать. Ребенок собирает кубы соответственно
величине (10 см, 7 см, 4 см).
2 г.
По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же
цвета. Перед ребенком раскладываются 3 пары варежек (носок) трех цветов в следующем
порядке: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Ребенок должен к каждой варежке
подобрать пару соответствующего цвета.

2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие.
Основные задачи
Содержание образовательной деятельности.
создавать условия для благоприятной Для благоприятной адаптации к ДОО педагог обеспечивает эмоциональный комфорт
адаптации ребёнка к ДОО;
детей в группе; побуждает детей к действиям с предметами и игрушками,
поддерживать
пока
еще поддерживает потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительных
непродолжительные
контакты
со отзывах и похвалы со стороны взрослых. Использует разнообразные телесные
сверстниками, интерес к сверстнику;
контакты (прикосновения), жесты, мимику.
формировать
элементарные Педагог поощряет проявление ребёнком инициативы в общении со взрослыми и
представления: о себе, близких людях, сверстниками; хвалит ребёнка, вызывая радость, поддерживает активность ребёнка,
ближайшем предметном окружении;
улучшая его отношение к взрослому, усиливая доверие к нему.
создавать условия для получения опыта Педагог включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки,
применения
правил
социального стихотворения и тому подобное, поощряет проявление у ребёнка интереса к себе,
взаимодействия.
желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении.
Педагог в беседе и различных формах совместной деятельности формирует
элементарные представления ребёнка о себе, своем имени, внешнем виде, половой
принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда, прическа); о
близких людях; о ближайшем предметном окружении.
Педагог создает условия для получения ребёнком первичного опыта социального
взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя; здороваться, отвечать на
приветствие взрослого, благодарить; выполнять просьбу педагога).
Ценности
«Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро»,
«Дружба», «Сотрудничество», «Труд».

Задачи воспитания

Познавательное развитие.
Основные задачи
1)
поощрять
целенаправленные
моторные
действия,
использование
наглядного действенного способа в
решении
практических
жизненных
ситуаций, находить предмет по образцу
или словесному указанию;
2) формировать стремление детей к
подражанию
действиям
взрослых,
понимать обозначающие их слова;
3) формировать умения ориентироваться


Воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту,
родному краю, своей стране.

Воспитание уважительного отношения к другим людям – детям и
взрослым (родителям (законным представителям), педагогам, соседям и
другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности.

Воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего
народа, к нравственным и культурным традициям России.

Содействие становлению целостной картины мира, основанной на
представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи.

Воспитание социальных чувств и навыков: способности к
сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения
соблюдать правила, активной личностной позиции.

Создание условий для возникновения у ребёнка нравственного,
социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и
заботы.

Поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи.
Формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего
труда и труда других людей.
Содержание образовательной деятельности.
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
педагог концентрирует внимание детей на новых объектах, поддерживает интерес к
знакомым предметам, поощряет самостоятельные действия ребёнка, одобряет их
словом, интонацией, развивает стремление к общению со взрослым в ходе выполнения
обследовательских и поисковых действий с предметами; создает условия для
многократного повторения освоенных действий, вносит новые элементы в
игры-манипуляции. Демонстрирует разнообразные действия со сборно-разборными
игрушками, дидактическими пособиями, показывает их постепенное усложнение,
добиваясь самостоятельного применения детьми усвоенных действий с игрушками и
разнообразным материалом для активизации представлений о сенсорных эталонах.
Поддерживает владение предметом, как средством достижения цели для начала

в ближайшем окружении;
4) развивать познавательный интерес к
близким
людям,
к
предметному
окружению, природным объектам;
5) развивать умения узнавать объекты
живой и неживой природы ближайшего
окружения, отличать их по наиболее
ярким проявлениям и свойствам,
замечать
явления
природы,
поддерживать
стремления
к
взаимодействию с ними.

Ценности
Задачи воспитания

развития предметно-орудийных действий;
педагог развивает умение группировать однородные предметы по одному из трех
признаков (величина, цвет, форма) по образцу и словесному указанию (большой,
маленький, такой, не такой), используя опредмеченные слова-названия, например,
предэталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко» и тому подобное.
Развивает умение пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к
другому для определения их равенства или неравенства по величине и
тождественности по цвету, форме;
педагог развивает способности детей обобщать, узнавать и стремиться называть
предметы и объекты, изображенные на картинке (в том числе и объекты природы);
развивает их наблюдательность, способность замечать связи и различия между
предметами и действиями с ними.
2) Окружающий мир:
педагог формирует у детей элементарные представления: о самом себе ‒ о своем
имени; о внешнем виде (показать ручки, носик, глазик); о своих действиях (моет руки,
ест, играет, одевается, купается и тому подобное); о желаниях (гулять, играть, есть и
тому подобное); о близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка и другие); о пище
(хлеб, молоко, яблоко, морковка и тому подобное); о блюдах (суп, каша, кисель и тому
подобное); о ближайшем предметном окружении ‒ игрушках, их названиях, предметах
быта, мебели, спальных принадлежностях, посуде); о личных вещах;
о некоторых конкретных, близких ребёнку, ситуациях общественной жизни.
3) Природа:
педагог развивает способности детей узнавать, называть и показывать на картинке и в
естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных, растения
ближайшего окружения, объекты неживой природы, замечать природные явления
(солнце, дождь, снег и другие природные явления), их изображения, выделять наиболее
яркие отличительные признаки объектов живой природы, побуждает их рассматривать,
положительно реагировать.
«Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа»,

воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения
образования для человека, общества, страны

приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и
достижениям родной страны, к культурному наследию народов России

Речевое развитие.
Основные задачи
1) от 1 года до 1 года 6 месяцев:
развитие понимания речи: расширять
запас понимаемых слов; закреплять
умения понимать слова, обозначающие
части тела человека, бытовые и игровые
действия, признаки предметов; понимать
простые
по
конструкции
фразы
взрослого;
развитие
активной
речи:
продолжать формировать у детей умение
произносить
несложные
звукоподражания,
простые
слова;
развивать речевое общение со взрослым;
стимулировать детей подражать речи
взрослого человека, повторять за
взрослым и произносить самостоятельно
слова, обозначающие близких ребёнку
людей, знакомые предметы и игрушки,
некоторые действия; добиваться от детей
коротких фраз; воспитывать у детей
потребность в общении;
привлекать малышей к слушанию


воспитание уважения к людям ‒ представителям разных народов России
независимо от их этнической принадлежности

воспитание уважительного отношения к государственным символам
страны (флагу, гербу, гимну)

воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного
края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению
природы.
Содержание образовательной деятельности.
1) От 1 года до 1 года 6 месяцев:
развитие понимания речи: педагог расширяет запас понимаемых слов ребёнка за
счет имени ребёнка, предметов обихода, названий животных; активизирует в речи
понимание слов, обозначающих предметы, действия («ложись спать», «покатай»),
признаки предметов; закрепляет умение понимать речь взрослого, не подкрепленную
ситуацией;
развитие активной речи: педагог формирует у детей умения отвечать на простые
вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»), повторять за педагогом и произносить
самостоятельно двухсложные слова (мама, Катя), называть игрушки и действия с ними,
использовать в речи фразы из 2-3 слов.

произведений народного фольклора
(потешки, пестушки, песенки, сказки) с
наглядным сопровождением (игрушки
для
малышей,
книжки-игрушки,
книжки-картинки)
и
игровыми
действиями с игрушками;
реагировать
улыбкой
и
движениями на эмоциональные реакции
малыша при чтении и пропевании
фольклорных текстов;
побуждать к повторению за
педагогом
при
чтении
слов
стихотворного
текста,
песенок,
выполнению действий, о которых идет
речь в произведении;
рассматривать вместе с педагогом и
узнавать
изображенные
в
книжках-картинках
предметы
и
действия, о которых говорилось в
произведении;
2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет:
развитие понимания речи: закреплять
умение понимать слова, обозначающие
предметы,
некоторые
действия,
признаки, размер, цвет, местоположение;
понимать речь взрослого и выполнять
его просьбы; выполнять несложные
поручения;
развитие активной речи: побуждать
детей использовать накопленный запас
слов по подражанию и самостоятельно,

2) От 1 года 6 месяцев до 2 лет:
развитие понимания речи: педагог закрепляет умение детей понимать слова,
обозначающие предметы в поле зрения ребёнка (мебель, одежда), действия и признаки
предметов, размер, цвет, местоположение предметов; совершенствует умения детей
понимать слова, обозначающие предметы, находить предметы по слову педагога,
выполнять несложные поручения, включающие 2 действия (найди и принеси), отвечать
на вопросы о названии предметов одежды, посуды, овощей и фруктов и действиях с
ними;
развитие активной речи: педагог закрепляет умение детей называть окружающих его
людей, употреблять местоимения, называть предметы в комнате и вне её, отдельные
действия взрослых, свойства предметов (маленький, большой); выражать словами свои

упражнять
в
замене
звукоподражательных
слов
общеупотребительными; способствовать
развитию
диалогической
речи,
воспроизводить за взрослым отдельные
слова и короткие фразы; побуждать
детей употреблять несложные для
произношения
слова
и
простые
предложения;
развивать умение слушать чтение
взрослым наизусть потешек, стихов,
песенок,
сказок
с
наглядным
сопровождением (картинки, игрушки,
книжки-игрушки, книжки-картинки);
развивать у детей умение эмоционально
откликаться на ритм и мелодичность
пестушек, песенок, потешек, сказок;
поддерживать
положительные
эмоциональные
и
избирательные
реакции в процессе чтения произведений
фольклора и коротких литературных
художественных произведений;
формировать умение показывать и
называть
предметы,
объекты,
изображенные в книжках-картинках;
показывая,
называть
совершаемые
персонажами действия;
воспринимать
вопросительные
и
восклицательные
интонации
поэтических произведений;
побуждать договаривать (заканчивать)
слова и строчки знакомых ребёнку

просьбы, желания; педагог активизирует речь детей, побуждает её использовать как
средство общения с окружающими, формирует умение включаться в диалог с помощью
доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов); активизирует
речевые реакции детей путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми
предметами, показа картин, отражающих понятные детям ситуации, формирует у детей
умение осуществлять самостоятельные предметные и игровые действия, подсказывать,
как можно обозначить их словом, как развить несложный сюжет, иллюстрируя
предметную деятельность, развивает речевую активность ребёнка в процессе
отобразительной игры;
в процессе наблюдений детей за живыми объектами и движущимся транспортом
педагог в любом контакте с ребёнком поддерживает речевую активность, дает
развернутое речевое описание происходящего, того, что ребёнок пока может выразить
лишь в однословном высказывании.
во время игр-занятий по рассматриванию предметов, игрушек педагог закрепляет у
детей умение обозначать словом объекты и действия, выполнять одноименные
действия разными игрушками.

песенок и стихов.
Ценности
Задачи воспитания

Художественно-эстетическое развитие.
Основные задачи
1) от 1 года до 1 года 6 месяцев:
формировать у детей эмоциональный
отклик на музыку (жестом, мимикой,
подпеванием, движениями), желание
слушать музыкальные произведения;
создавать у детей радостное настроение
при пении, движениях и игровых
действиях под музыку;
2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет:
развивать у детей способность слушать
художественный текст и активно
(эмоционально) реагировать на его
содержание;
обеспечивать возможности наблюдать за
процессом рисования, лепки взрослого,
вызывать к ним интерес;
поощрять у детей желание рисовать
красками, карандашами, фломастерами,
предоставляя возможность ритмично
заполнять лист бумаги яркими пятнами,

«Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа»,
 владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе
правила и нормы культурного поведения
 воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать
красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном
языке).
Содержание образовательной деятельности.
1) От 1 года до 1 года 6 месяцев – педагог приобщает детей к восприятию веселой и
спокойной музыки. Формирует умение различать на слух звучание разных по тембру
музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка). Педагог содействует
пониманию детьми содержания понравившейся песенки, помогает подпевать (как
могут, умеют). Формирует у детей умение заканчивать петь вместе со взрослым.
Педагог развивает у детей умение ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые
движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу,
прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение
руками ‒ «фонарики»). В процессе игровых действий педагог развивает у детей интерес
и желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).
2) От 1 года 6 месяцев до 2 лет – педагог формирует у детей эмоциональное восприятие
знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Формирует у
детей умение различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка,
барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на
котором взрослый исполнял мелодию.
Педагог поощряет самостоятельную активность у детей (звукоподражание, подпевание
слов, фраз, несложных попевок и песенок). Продолжает развивать умение у детей
двигаться под музыку в соответствии с её характером, выполнять движения
самостоятельно. Педагог развивает умение у детей вслушиваться в музыку и с
изменением характера её звучания изменять движения (переходить с ходьбы на
притопывание, кружение). Формирует у детей умение чувствовать характер музыки и
передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).

мазками, линиями;
развивать
у
детей
умение
прислушиваться к словам песен и
воспроизводить звукоподражания и
простейшие интонации;
развивать у детей умение выполнять под
музыку игровые и плясовые движения,
соответствующие словам песни и
характеру музыки.

Педагог поощряет экспериментирование детей с красками, глиной, пластилином.
Педагог формирует у детей умение рисовать на больших цветных листах бумаги,
обращая внимание на красоту цветовых пятен. Процесс рисования, лепки носит
характер совместных действий.

Ценности
Задачи воспитания

«Культура» и «Красота»
 Воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным
объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к
произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с
возрастными особенностями).
 Приобщение к традициям и великому культурному наследию российского
народа, шедеврам мировой художественной культуры.
 Становление
эстетического,
эмоционально-ценностного
отношения
к
окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка.
 Создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в
разных видах художественно-творческой деятельности.
 Формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального
и эмоционально-образного способов его освоения детьми.
 Создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала
каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к
творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и
взрослыми).

Физическое развитие.
Основные задачи

Содержание образовательной деятельности.

создавать
условия
для
последовательного становления первых
основных движений (бросание, катание,
ползание, лазанье, ходьба) в совместной
деятельности педагога с ребёнком;
создавать
условия
для
развития
равновесия
и
ориентировки
в
пространстве;
поддерживать
желание
выполнять
физические упражнения в паре с
педагогом;
привлекать к участию в играх-забавах,
игровых
упражнениях,
подвижных
играх, побуждать к самостоятельным
действиям;
укреплять здоровье ребёнка средствами
физического воспитания, способствовать
усвоению
культурно-гигиенических
навыков для приобщения к здоровому
образу жизни.

Педагог активизирует двигательную деятельность детей, создает условия для обучения
основным движениям (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба), развития
координации при выполнении упражнений; побуждает к самостоятельному
выполнению движений; обеспечивает страховку для сохранения равновесия; поощряет
и поддерживает, создает эмоционально-положительный настрой, способствует
формированию первых культурно-гигиенических навыков.
В процессе физического воспитания педагог обеспечивает условия для развития
основных движений и выполнения общеразвивающих упражнений.
1) Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения).
Основные движения:
бросание и катание: бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз, вдаль; катание мяча (диаметр
20–25 см) вперед из исходного положения сидя и стоя;
ползание, лазанье: ползание по прямой на расстояние до 2 метров; подлезание под
веревку, натянутую на высоте – 50 см; пролезание в обруч (диаметр 50 см), перелезание
через бревно (диаметр 15-20 см); лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота
1–1,5 метра);
ходьба: ходьба за педагогом стайкой в прямом направлении;
упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (шириной 25-20-15 см), по ребристой
доске; вверх и вниз по наклонной доске, приподнятой на 10-15-20 см (ширина доски
25-30 см, длина 1,5-2 м) с поддержкой; подъем на ступеньки и спуск с них, держась за
опору; перешагивание через веревку, положенную на пол, палку или кубик высотой
5-15-18 см со страховкой.
Общеразвивающие упражнения:
упражнения из исходного положения стоя, сидя, лежа с использованием предметов
(погремушки, кубики, платочки и другое) и без них;
в комплекс включаются упражнения: поднимание рук вперед и опускание, повороты
корпуса вправо и влево из положения сидя, наклоны вперед (положить кубик и поднять
его, перегибаясь через веревку, натянутую на высоте 40–45 см), сгибание и разгибание
ног, приседание с поддержкой педагога или у опоры.
2) Подвижные игры и игровые упражнения: педагог организует и проводит
игры-забавы, игровые упражнения, подвижные игры, побуждая детей к активному
участию и вызывая положительные эмоции.

Ценности
Задачи воспитания

Детям предлагаются разнообразные игровые упражнения для закрепления
двигательных навыков.
3) Формирование основ здорового образа жизни: педагог помогает осваивать
элементарные культурно-гигиенические действия при приеме пищи, уходе за собой
(при помощи педагога мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться
салфеткой, есть ложкой, пользоваться личным полотенцем и так далее).
«Жизнь», «Здоровье»

Воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной
ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального
благополучия человека.

Формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в
области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни.

Становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу
жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма,
гигиеническим нормам и правилам.

Воспитание
активности,
самостоятельности,
самоуважения,
коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств.

Приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры
в целях их физического развития и саморазвития

Формирование у ребёнка основных гигиенических навыков,
представлений о здоровом образе жизни.

2.2 Модель организации образовательного процесса
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Вид детской
Образовательная область
Самостоятельная
деятельности
Занятия
Режимные моменты
деятельность
Социально-коммуникативное Игровая
Игровое упражнение;
 Наблюдение;
 Игровая
развитие
 Совместная с
Тематические беседы;
деятельность;
воспитателем игра;
 ЧХЛ;
 Сюжетно-ролевая
 Совместная игра со
игра;
 Сюжетно ролевые,
сверстниками;
дидактические, настольные  Творческие игры;
 Индивидуальная
игры;
 Игры с правилами.
игра;
 Игровые упражнения;
 Ситуативный
 Разыгрывание игровых
разговор с детьми;
ситуаций, ситуаций
 Проблемная
морального выбора;
ситуация;
 Проблемные ситуации;
 Беседа;
 Проектная деятельность;
 Ситуация морального
 Коллективное
выбора;
обобщающее занятие.
 Проектная
деятельность; 
Интегративная
деятельность;
Коммуникативная  Задачи на решение
Игровая деятельность;  Индивидуальная
 Подвижные игры.
коммуникативных
работа во время
ситуаций;
утреннего приема;
 Ситуативные разговоры;
 Игровые ситуации.
 Разыгрывание игровых
ситуаций;
 Праздники, музыкальные
досуги, развлечения;
 Рассматривание и
обсуждение тематических
иллюстраций;

 ЧХЛ;
 Проектная деятельность

Познавательное развитие

Самообслуживани
е и элементарный
бытовой труд

 Поручения;
 Совместный труд детей и
взрослых;
 ЧХЛ;
 Беседы;
 Наблюдение;
 Разыгрывание игровых
ситуаций;
 Рассматривание
тематических
иллюстраций.

Совместный труд
детей;
 Самообслуживание;
 Элементарный
бытовой труд.

Экспериментирова
ние с материалами
и веществами
Предметная
деятельность

 Проблемная ситуация;
 Рассматривание;
 Наблюдение;
 Игра
экспериментирование;
 Развивающая игра;
 Интегративная
деятельность;
 Исследовательская
деятельность;
 Беседа;
 Создание коллекций;
 Проектная деятельность;
 Экспериментирование;
 Экологические досуги,
развлечения.

Самостоятельная
деятельность по
инициативе ребенка.

 Обучение, показ,
объяснение,
напоминание; 
Наблюдение;
 Создание ситуаций,
побуждающих к
самообслуживанию;
 Создание ситуаций,
побуждающих детей к
проявлению навыков
самостоятельных
трудовых действий.
 Наблюдение;
 Чтение;
 Играэкспериментирование;
 Развивающая игра;
 Ситуативный
разговор;
 Исследовательская
деятельность;
 Беседа;
 Создание коллекций;
 Проектная
деятельность; 
Экспериментирование;

Речевое развитие

Речевая
деятельность

ЧХЛ
 Беседы (в том числе о
прочитанном);
 Обсуждение;
 Рассматривание;
 Дидактическая игра;
 Интегративная
деятельность;
 Инсценирование;
 Викторина;
 Игра-драматизация;
 Показ настольного
театра;
 Разучивание
стихотворений;
 Театрализованная игра.

 Сюжетно-ролевая
игра;
 Подвижная игра с
текстом;
 Игровое общение;
 Общение со
сверстниками;
 Игра-драматизация;
 Чтение наизусть и
отгадывание загадок в
условиях книжного
центра развития;
 Дидактическая игра.

Восприятие
художественной
литературы и
фольклора

 ЧХЛ;
 Обсуждение
прочитанного;
 Рассказ;
 Беседа;
 Игра;
 Инсценирование;

Продуктивная
деятельность;
 Игра;
 Рассматривание;
 Самостоятельная
деятельность в
книжном и
театральном центрах

Ситуация общения в
процессе режимных
моментов;
 Дидактическая игра;
 Чтение;
 Наблюдения на
прогулке;
 Игра на прогулке;
 Ситуативный
разговор;
 Беседа (в том числе о
прочитанном);
 Интегративная
деятельность;
 Разучивание стихов,
потешек;
 Сочинение загадок.
 Ситуативный
разговор с детьми;
 Сюжетно-ролевая,
театрализованная игра;
 Продуктивная
деятельность;
 Беседа;

Художественно-эстетическое Изобразительная
развитие

Конструктивно
модельная

 Викторина.

развития;

 Рисование,
апплицирование, лепка;
 Изготовление украшений,
декораций, подарков,
предметов и т.д.;
 Экспериментирование;
 Рассматривание
эстетически
привлекательных объектов
природы, быта,
произведений искусства;
 Игры (дидактические,
сюжетно-ролевые,
строительные);
 Тематические досуги;
 Выставки работ
декоративно-прикладного
искусства;
 Проектная деятельность;
 Создание коллекций.
 Конструирование и
художественное
конструирование;
 Экспериментирование;
 Рассматривание
эстетически
привлекательных объектов;
 Игры (дидактические,
строительные, сюжетно
ролевые);

 Украшение личных
предметов;  Игры
(дидактические,
сюжетно-ролевые,
строительные); 
Рассматривание
эстетически
привлекательных
объектов природы,
быта, произведений
искусства; 
Самостоятельная
изобразительная
деятельность.

Игры (дидактические,
сюжетно-ролевые,
строительные);
 Рассматривание
эстетически
привлекательных
объектов природы,
быта, искусства;
 Самостоятельная
конструктивная
деятельность.

 Сочинение загадок;
 Проблемная
ситуация
Наблюдение;
 Рассматривание
эстетически
привлекательных
объектов природы;
 Игра;
 Игровое упражнение;
 Проблемная
ситуация;
 Конструирование из
песка;
Обсуждение
(произведений
искусства, средств
выразительности); 
Создание коллекций

Наблюдение;
 Рассматривание
эстетически
привлекательных
объектов природы;
 Игра;
 Игровое упражнение;
 Проблемная
ситуация;
 Конструирование из

Музыкальная

 Тематические досуги;
 Проектная деятельность;
 Импровизация;
 Конструирование по
образу, модели, условиям,
теме, замыслу;
 Конструирование по
простейшим чертежам и
схемам.
Слушание музыки;
Музыкальная
 Экспериментирование со деятельность по
инициативе ребенка
звуками;

Музыкально-дидактическая
игра;
 Шумовой оркестр;
 Разучивание
музыкальных игр и танцев;
 Совместное пение;
 Импровизация;
 Беседа интегративного
характера;
 Интегративная
деятельность;
 Совместное и
индивидуальное
музыкальное исполнение; 
Музыкальное упражнение;
 Попевка;
 Распевка;
 Творческое задание;
 Музыкальная сюжетная
игра

песка;
 Обсуждение
(произведений
искусства, средств
выразительности)

 Слушание музыки
сопровождающей
произведение
режимных моментов;
 Музыкальная
подвижная игра на
прогулке;
 Интегративная
деятельность;

Физическое развитие

Двигательная

 Наблюдение;
Тематические беседы;
 ЧХЛ;
 Сюжетно ролевые,
дидактические, настольные
игры;
 Игровые упражнения;
 Разыгрывание игровых
ситуаций, ситуаций
морального выбора;
 Проблемные ситуации;
 Проектная деятельность;
 Коллективное
обобщающее занятие.

 Игровая
деятельность;
 Сюжетно-ролевая
игра;
 Творческие игры;
 Игры с правилами.

Игровое упражнение;
 Совместная с
воспитателем игра;
 Совместная игра со
сверстниками;
 Индивидуальная
игра;
 Ситуативный
разговор с детьми;
 Проблемная
ситуация;
 Беседа;
 Ситуация морального
выбора;
 Проектная
деятельность; 
Интегративная
деятельность;

2.3 Структура реализации образовательной деятельности
Образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных
образовательных задач в рамках модели организации образовательного процесса в
соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО. В ясельной группе с сентября по июнь (включительно)
проводятся 10 развивающих, интегрированных занятий продолжительностью 10 минут, что
не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку.
Количество
Количество Количество
Образовательная область.
занятий в
занятий в
занятий в
Направление деятельности
неделю
месяц
год
«Речевое развитие»
2 занятия
8 занятий
«Познавательное развитие»
2 занятия
8 занятий
(познавательно-исследовательская
деятельность, формирование элементарных
математических представлений)
«Художественно эстетическое развитие»
(рисование)
«Художественно-эстетическое развитие»
(лепка/аппликация)
«Художественно-эстетическое развитие»
(музыкальное развитие)
«Физическое развитие»
(физическая культура)
Итого:

1 занятия

4 занятия

1 занятия

4 занятия

2 занятия

8 занятий

2 занятия

8 занятий

10 занятий

40 занятий

2.4 Планирование образовательного процесса
Комплексно-тематическое планирование
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Темы

Краткое описание темы

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя

Давайте познакомимся
Вот и я
Наша группа
Наши любимые игрушки

1 неделя
2 неделя

Осенние деньки
Овощи на грядке

Итоговое мероприятие,
народный календарь,
праздничные даты

27 сентября: День
воспитателя и всех
дошкольных
работников.
1 октября:
Международный день
музыки.
15 октября: День отца в

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Фруктовая корзина
Дары леса
У бабушки в деревне
Животные рядом с нами
Кто снами рядом живет
В гостях у Петушка

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя

Путешествие в лес
В гости к лесным жителям
Мишуткины друзья
Праздник елочки

3 неделя
4 неделя
5 неделя

Природа весной
Птицы прилетели

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя

Весенние деньки
Явления природы
Ладушки - ладошки
Добрая неделя
Каша вкусная дымится
Кто что ест
Веселые игрушки
Разноцветная неделя

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Летние деньки
Игры с песком и водой
Почемучка
Наши куклы

Зимние деньки
Зимние игры
Природа зимой
Учимся дружить
Наш друг грузовичок
Обувь и одежда
Дружная семья
В гости к Федоре
Маму поздравляем
У матрешки в гостях

России.

26 ноября: День матери
в России

31 декабря: Новый год.

8 марта:
Международный
женский день
27 марта: Всемирный
день театра.

1 июня: День защиты
детей

2.5 Формы взаимодействия с родителями
Месяц
Темы
Форма работы
Сентябрь Анкетирование.
Родительское собрание
Консультирование
Папка-передвижка
«Особенности
Консультация
адаптации к детскому Опрос
саду».
Информирование
родителей
о
ходе
образовательного
процесса.
Октябрь Консультирование
Выставка
совместного
родителей «В детский творчества
сад без слез или как Стенд
уберечь ребенка от Консультация
стресса».
Ноябрь
Консультация
«Как Ширма
подготовить ребенка ко Папка-передвижка
сну».
Выставка
совместного
творчества
Мастер-класс
Консультация
Декабрь
Праздник
Папка-передвижка
Консультация
Январь
Консультация
Фотовыставка
«Авторитет родителей и Знакомство с семейными
его влияние на развитие традициями
личности ребенка».
Стенд
Консультация
Февраль Привлечение родителей Семейный
спортивный
к
оформлению досуг
фотовыставки
«Моя Ширма
большая семья».
Консультация
Март
Рекомендации
по Мастер-класс
организации
Стенд
совместных прогулок, Праздник
планирование
Консультация
маршрутов выходного
дня.

Апрель

Организация
совместного

Материалы
Буклет «Правила нашей
группы».
Консультация «Режим и
его значение в жизни
ребенка».

Литературная страничка
«Осенние пальчиковые
игры».
Буклет «Что делать дома,
чтобы ребенок быстрее
привык к детскому саду»

Буклет
«Значение
фольклора
в
жизни
малыша».
Буклет «Играем дома».
Ширма
«Развитие
трудолюбия в семье»
Оформление стенда по
теме
«Система
закаливания».
Оформление
информационного стенда
«Значение
народной
игрушки в развитии
детей».

Папка-передвижка
Папка
передвижка
Выставка
совместного «Безопасность детской

субботника.
творчества
Беседа с родителями о Консультация
профилактики
День открытых дверей
весеннего авитаминоза»
Май

Июнь

Родительское собрание
Стенд
Консультация
Опрос
Папка-передвижка
Выставка
совместного
творчества
Консультация

игрушки».
Советы
на
тему
«Формирование
культурно-гигиенических
навыков дома».
Листовка
«Убираю
игрушки сам».
Информационный лист
«Основы нравственных
отношений в семье».
Фото отчет «Наши дни в
детском саду».

2.6 Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
Актуальность
Сенсорное воспитание, направленное на формирование
полноценного восприятия окружающей действительности, служит
основой познания мира, первой ступенью которого является
чувственный опыт. Успешность умственного, физического,
эстетического воспитания в значительной степени зависит от
уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько
совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее
«Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Парциальная
программа
Цель

Обогащение чувственного опыта детей раннего возраста,
формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи

Создание условий для обогащения чувственного опыта,
необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и
накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно -игровой
деятельности через игры с дидактическим материалом;
Формирование умения ориентироваться в различных свойствах
предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в
пространстве и пр.);
Высчитывание первичных волевых черт характера в процессе
овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не
отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения,
стремиться к получению положительного результата и т.д.).

Основные
направления

Данная программа направлена на обогащение чувственного опыта,
необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и
в первую очередь – пополнение представлений о свойствах

предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов,
положении в пространстве и т.п
Формы, методы,
средства

Образовательная
деятельность
 Проблемная
ситуация;
 Рассматривание;
 Наблюдение;
 Игра
экспериментирование;
 Развивающая игра;
 Интегративная
деятельность;
 Исследовательская
деятельность;
 Беседа;
 Создание коллекций;
 Проектная
деятельность; 
Экспериментирование;
Продуктивные виды
деятельности.

Режимные моменты
Наблюдение;
 Чтение;
 Играэкспериментирование;
 Развивающая игра;
 Ситуативный
разговор;
 Исследовательская
деятельность;
 Беседа;
 Создание
коллекций;
 Проектная
деятельность; 
Экспериментирование

3. Организационный раздел
3.1 Система образовательной деятельности: расписание ОД
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг

I половина дня

Музыка
9.00 – 9.10

Расширение
Музыка
ориентировки в 9.00 – 9.10
окружающем и
развитие речи
9.00 – 9.10
9.20 – 9.30

Самостоятельная
деятельность детей
Настольные игры,
игры со
строительным
материалом, игры с
музыкальными
инструментами,
игры с мячом и др.
Игры по желанию
детей.
Конструирование из
песка.

Пятница

Расширение
Игры – занятия
ориентировки в с
окружающем и дидактическим
развитие речи
материалом
9.00 – 9.10
9.00 – 9.10
9.20 – 9.30
9.20 – 9.30

II половина дня

Игры – занятия Физкультура
со
15.40 -15.50
строительным
16.00 – 16.10
материалом
15.40 -15.50
16.00 – 16.10

Расширение
Игры – занятия Физкультура
ориентировки в с
15.40 -15.50
окружающем и дидактическим 16.00 – 16.10
развитие речи
материалом
15.40 -15.50
15.40 -15.50
16.00 – 16.10
16.00 – 16.10

3.2 Организация режима дня пребывания детей в группе
РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Режимные моменты
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

Время
1 год - 1,5 года
7.00 - 8.30

1,5 лет - 2 года
7.00 - 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 - 9.00

8.30 - 9.00

Активное бодрствование детей (игры, предметная 9.00 - 9.30
деятельность и другое)

9.00 - 9.30

Подготовка ко сну, первый сон

-

Постепенный
подъем,
гигиенические процедуры

оздоровительные

9.30 - 12.00

и 12.00 - 12.30

-

Занятия в игровой форме по подгруппам, активное бодрствование
детей
(игры,
предметная
деятельность и другое)

9.30 - 9.40
9.50 - 10.00

Подготовка к прогулке, прогулка

-

10.00 - 11.00

Подготовка к обеду, обед

12.30 - 13.00

11.30 - 12.30

Активное бодрствование детей (игры, предметная 13.00 - 14.30
деятельность и другое)

-

Занятие 1 (в игровой форме по подгруппам)

13.00 - 13.10
13.20 - 13.30

-

Занятие 2 (в игровой форме по подгруппам)

13.50 - 14.00
14.10 - 14.20

-

Подготовка ко сну, второй сон

14.30 - 16.00

-

Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем

-

12.30 - 15.30

Постепенный
подъем,
оздоровительные
гигиенические процедуры, полдник

и 16.00 - 16.30

Полдник

-

-

15.30 - 16.00

Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое)

16.00 - 17.00

Занятия в игровой форме по подгруппам

-

16.00 - 16.10
16.20 - 16.30

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30 - 18.30

17.00 - 17.30

Уход детей домой

до 17.30

до 17.30

3.3 Система физкультурно-оздоровительной
двигательной активности
Формы двигательной
Понедельник
Вторник
активности
(мин.)
(мин.)
Утренняя,
бодрящая гимнастика
Занятие «Физическая
культура»
Занятие «Музыка»
Физ. минутка,
Пальчиковая гимнастика
Индивидуальная работа по
развитию движений
Самостоятельная
двигательная активность
(1-я и 2-я половина дня)
Прогулка (подвижные и
спортивные игры,

5 мин

5 мин

работы

в

Среда
(мин.)

Четверг
(мин.)

5 мин

10 мин.
10 мин.
5 мин

группе.

5 мин

Режим

Пятница
(мин.)
5 мин

10 мин.
10 мин.

5 мин

5 мин

5 мин

5 мин

физические упражнения)
1-я и 2-я половина дня
ИТОГО В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ
ИТОГО В ТЕЧЕНИЕ
НЕДЕЛИ
Музыкальный досуг
Спортивные праздники и
развлечения
Спортивные досуги
День здоровья

3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе
Обогащение (пополнение) предметно-пространственной среды
группы
Формы организации (уголки,
Образовательные области
центры, пространства и др.)
Срок (месяц)
Содержание
реализации
Социально-коммуникативное
развитие

Центр сюжетно-ролевой игры.

- пупсы, куклы;
- игровые предметы бытовой техники и
технический игровой материал;
- муляжи фруктов и овощей, посудка;
- повседневные предметы быта, предметы и
материалы для обыгрывания «семейных
сюжетов»;
- аксессуары для ролевых игр.

В течении года.

Познавательное развитие

Центр сенсорики

- пирамидки с кольцами (большие и
маленькие)
- большие и маленькие матрешки
- карточки 8-ми цветов;
- мини бассейн для воды, емкость с песком
- конструктор типа ЛЕГО (крупный,
средний)
- строительный материал, игрушки для
обыгрывания.
- энциклопедия для самых маленьких;
- предметные и сюжетные картинки;
- книги разных жанров и форматов;
- аудио книги и аудиоматериалы

В течении года

Центр «Песка и воды»
Центр конструирования

Речевое развитие

Цент детской книги

В течении года

Художественно-эстетическое
развитие

Центр творчества

Центр музыки

-бумага разных сортов и краски
(акварель, гуашь, темпера, масляные
краски, пигментные краски);
-мольберты;
- зеркальные площади;
-следует
собирать
и
показывать
природные материалы, такие, как палки,
ветки, листья, орехи, семена, ракушки,
пробки, высушенные фрукты;
-собирать и выставлять «сокровища»
детей, такие как бусы, блестящие шарики,
перышки и т.п.;
-глина, пластилин, воск;
-дерево
и
инструменты,
чтобы
пилить,
рубить,
резать, клеить. -Книги о
художниках
и
их
произведениях;
- репродукции произведений известных
художников
- детские
музыкальные
инструменты
:ксилофоны,
металлофоны, треугольники, бубенцы
колокольчики,
браслеты
с
ними,
пальчиковые
тарелочки,
бубны
и
тамбурины,
деревянные
коробочки,
маракасы, ручные барабаны и бонго,
литавры, ручные тарелки.

Физическое развитие

Центр физкультуры

- скакалки, разновеликие мячи, кегли,

серсо, дартс, баскетбольная корзина;
- балочные конструкции (крепления на
потолке) с направляющими, карабинами и
крюками, чтобы можно было подвешивать
различные материалы, например: канаты,
веревочные или гимнастические лестницы,
подвесные маты, гамаки, качели.

В течении года

3.5. Методическое обеспечение образовательной деятельности
Образовательная область,
Список литературы (учебно-методические пособия,
направление образовательной
методические разработки, др.)
деятельности
Социально-коммуникативное Погудкина И. С. Развивающие игры, упражнения,
комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года
развитие
до 3-х лет) — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
Соляник Е.Н. Развивающие игры для детей раннего
возраста.
СПб.:
ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: система
работы в первой младшей группе детского сада. – М., 2008.
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. – М.:ТЦ
Сфера, 2013.
Познавательное развитие
Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста
1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных
учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М.:
Издательство ВЛАДОС, 2018.
Речевое развитие

Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3
года). — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи
детей 1 – 3 лет. — М.: Эксмо, 2015.

Художественно-эстетическое
развитие

Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3).
Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.:
МЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3).
Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.:
МЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего
возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей
и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.

Физическое развитие

Дополнительное

Стефанко А. В. Методические рекомендации для
организации работы воспитателя в группе раннего возраста
(рабочая программа и технология адаптации). От 1 года до 3
лет. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2020.
Стефанко
А.
В.
Организация
воспитательно-образовательного процесса в группе для
детей раннего возраста. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей
группе детского сада. Практическое пособие для

воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Ч Лакоценин
С.С., 2008г.
Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной
деятельности. Ранний возраст (1,5-2 года). Практическое
пособие. – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017.
Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. М.,
Мозаика-Синтез, 2005 г.
Афонькина
Ю.А.,
Омельченко
Е.М.
Организация
деятельности центра игровой поддержки ребенка раннего
возраста. — Волгоград; Учитель, 2012.
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в ясельной группе
детского сада. Практическое пособие для воспитателей и
методистов ДОУ. — Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. – М.:ТЦ
Сфера, 2013.
Найбауэр А.В., Куракина О.В. Развивающие игровые сеансы
в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с
детьми 1-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. –
М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и
дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение
в условиях ДОУ и семьи. — М.: Скрипторий 2003, 2006.
Пилюгина Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до
трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. Развивающие игры-занятия
для детей раннего возраста. Под редакцией Воровщикова
С.Г. — М.: УЦ "Перспектива", 2010.
Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами.- М.:
Мозаика- Синтез, 2005.
Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми
раннего возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
Педагогическая диагностика

Карты развития по программе «Вдохновение».
Методика диагностики развития детей, разработанные
Аксариной Н. М., Печорой К. Л., Пантюхиной Г. В.

3.6 Материально-техническое оснащение программы
Пособия по формированию у детей элементарных математических представлений и
сенсорному развитию
1.
Пирамидки, вкладыши
2.
Мозаика
3.
Пособия по ознакомлению детей с предметным и природным окружением.
1.
Умные карточки с предметными картинками.

2.
3.
Мебель и оборудование для сюжетно-ролевых игр.
1.
Кухня
2.
Парикмахерская
3.
Оборудование и материалы для организации строительно-конструктивных игр
1.
Крупный конструктор
2.
Мелкий деревянный строитель
3.
Конструктор лего
Оборудование для организации театрализованной деятельности
1.
Театр масок
2.
Театр кукол Бибабо
3.
Театр резиновой игрушки
Оборудование для организации поисково-экспериментальной деятельности
1.
Центр песка и воды
2.
3.
Оборудование и материалы для организации художественно-творческой деятельности
1.
Полочка для книг
2.
Мольберт
3.
Материалы и оборудование для организации музыкальной деятельности
1.
Музыкальный центр « Колокольчик»
2.
Погремушки
3.
Пособия по развитию речи
1.
Картинки тематические и сюжетные картины
2.
Книги разных жанров и форматов
3.
Игры и пособия по безопасности
1.
2.
3.
Игры и пособия по патриотическому воспитанию
1.
Центр мини-музей «Матрешка»
2.
3.
Дополнительное оборудование
1.
2.
3.
Дополнительные пособия
1.

2.
3.
Электронная техника
1.
Ноутбук
2.
3.
4. Приложения
Перечень художественной литературы
Направление
Малые
фольклора.

Русские
сказки.

Поэзия.

Название

формы «Как у нашего кота…»
«Киска, киска, киска, брысь!..»,
«Курочка»,
«Наши уточки с утра…»,
«Еду-еду к бабе, к деду…»,
«Большие ноги…»,
«Пальчик-мальчик…»,
«Петушок, петушок…»,
«Пошел кот под мосток…»,
«Радуга-дуга…».
народные «Козлятки и волк»
«Колобок»
«Золотое яичко»
«Репка»
«Маша и медведь»
«Теремок»
«Прятки», «Топотушки»
«Бычок», «Мячик», «Слон»,
«Мишка», «Грузовик», «Лошадка»,
«Кораблик», «Самолет»
(из цикла «Игрушки»), «Кто как
кричит», «Птичка»
«Курица
с цыплятами»
«Аленушка»
«Птичка»
«Поглядите, зайка плачет»
«Мой конь», «Гоп-гоп»
«Зайка, зайка, попляши!»
«Слон», «Тигренок», «Совята» (из
цикла «Детки в клетке»)
«Пальчики-мальчики»
«Кряк-кряк»
«Баиньки»

Автор, переводчик,
обработчик

обраб. К.Д. Ушинского

обраб. М.А. Булатова
Александрова З.Н.
Барто А.Л.

Берестов В.Д.
Благинина Е.А.
Жуковский В.А.
Ивенсен М.И.
Клокова М.
Лагздынь Г.Р.
Маршак С.Я.
Орлова А.
Стрельникова К.
Токмакова И.П.

«Рукавичка»
«Хрюшка и Чушка»
«Маша и Миша»
«Как поросенок говорить научился»
«Цыпленок
и утенок»
«Курочка» (из цикла «Большие и
маленькие»)
«Цыпленок»

Проза.

Перечень музыкальных произведений
От 1 года до 1 года 6 месяцев.
Направление
Слушание.

Название
"Полянка"
"Колыбельная"
"Искупался Иванушка"
"Как у наших у ворот"

Пение и подпевание.

"Мотылек",
"Сказочка"
"Кошка"
"Наша елочка"
"Бобик"

"Лиса"
"Лягушка"
"Сорока"
"Чижик"
Образные упражнения.
"Зайка и мишка"
"Идет коза рогатая"
"Собачка"
Музыкально-ритмические "Шарик мой голубой"
движения.
"Мы идем"

"Вот так"

Усачев А.
Александрова З.Н.
Б.Ф.
Пантелеев Л.
Сутеев В.Г.
Чарушин Е.И.
Чуковский К.И.

Автор, композитор,
исполнитель, обработчик
рус. нар. мелодия, обраб. Г.
Фрида
муз. В. Агафонникова
рус. нар. мелодия
рус. нар. мелодия, обраб. А.
Быканова
муз. С. Майкапара
муз. А. Александрова, сл. Н.
Френкель
муз. М. Красева, сл. М.
Клоковой
муз. Т. Попатенко, сл. Н.
Найденовой
рус. нар. попевки

муз. Е. Тиличеевой
рус. нар. мелодия
муз. М. Раухвергера
муз. Е. Тиличеевой
муз. Р. Рустамова, сл. Ю.
Островского; муз. Р. Рустамова,
сл. Ю. Островского, муз. М.
Раухвергера
белорус,
нар.
мелодия
("Микита"), обр. С. Полонского,
сл. М. Александровской

"Юрочка"

белорус, пляска, обр. А.
Александрова

"Да, да, да!"

муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю.
Островского.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет.
Направление

Название

Слушание.

"Лошадка"

Пение и подпевание.

"Курочки и цыплята"
"Вальс собачек"
"Три подружки"
"Весело - грустно"
"Марш"
"Спортивный марш"
"Наша Таня",
"Уронили мишку",
"Идет бычок"
"Материнские ласки",
"Жалоба",
"Грустная песенка",
"Вальс"
"Водичка"

Автор, композитор,
исполнитель, обработчик
муз. Е. Тиличеевой, сл. Н.
Френкель
муз. Е. Тиличеевой
муз. А. Артоболевской
муз. Д. Кабалевского
муз. Л. Бетховена
муз. С. Прокофьева
муз. И. Дунаевского
муз. Э. Елисеевой-Шмидт, стихи
А. Барто
муз. А. Гречанинова.

муз. Е. Тиличеевой, сл. А.
Шибицкой
"Колыбельная"
муз. М. Красева, сл. М. Варной
"Машенька-Маша"
рус. нар. мелодия, обраб. В.
Герчик, сл. М. Невелынтейн
"Воробей"
рус. нар. мелодия
"Гули", "Баю-бай", "Едет муз. С. Железнова
паровоз", "Лиса", "Петушок",
"Сорока"
Музыкально-ритмические "Марш и бег"
муз. Р. Рустамова
движения
"Постучим палочками"
рус. нар. мелодия
"Бубен"
рус. нар. мелодия, обраб. М.
Раухвергера
"Барабан"
муз. Г. Фрида
"Мишка"
муз. Е. Тиличеевой, сл. Н.
Френкель
"Догонялки"
муз. Н. Александровой, сл. Т.
Бабаджан, И. Плакиды
Пляска.
"Вот как хорошо"
муз. Т. Попатенко, сл. О.
Высотской
"Вот как пляшем"
белорус, нар. мелодия, обр. Р.

"Солнышко сияет"
Образные упражнения.

"Идет мишка"
"Скачет зайка"

Игры с пением.

"Зайка",
"Солнышко",
"Идет коза рогатая",
"Петушок"
"Зайчик"
"Воробушки и кошка"

муз. В. Ребикова
рус. нар. мелодия, обр. А.
Александрова
"Лошадка"
муз. Е. Тиличеевой
"Зайчики и лисичка"
муз. Б. Финоровского, сл. В.
Антоновой
"Птичка летает", "Птичка муз. Г. Фрида
клюет"
"Цыплята и курочка"
муз. А. Филиппенко.

"Прокати, лошадка, нас!"

Инсценирование.

Рустамова
сл. и муз. М. Варной

"Мы умеем", "Прятки"
"Разноцветные флажки"
рус. нар. сказок
"Репка",
"Курочка Ряба"
"Пастушок"
"Петрушка и Бобик"
"Петрушкины друзья» показ
кукольных спектаклей
"Зайка простудился"
"Любочка и ее помощники"
"Игрушки"
"Бабочки"
"Нудесный мешочек",
"Волшебный сундучок",
"Кто к нам пришел?",
"В лесу"
обыгрывание
рус.
нар.
потешек,
сюрпризные
моменты
"Праздник",
"Музыкальные
инструменты"

рус. нар. игры,
Гречанинова

муз.

А.

муз. А. Лядова
нем. плясовая мелодия, сл. А.
Ануфриевой
муз. В. Агафонникова и К.
Козыревой, сл. И. Михайловой
муз. Т. Ломовой
рус. нар. мелодия.
рус. нар. сказок муз. А.
Филиппенко;
муз. Е. Макшанцевой

М. Буш
А. Колобова
А. Барто
муз. Е. Тиличеевой

муз. Г. Фрида.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».