Примерный режим дневного сна в ДОО Сон необходим для восстановления физиологического и психического равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его продолжительность для детей до 5 лет составляет 2 -2,5 часа, до 7 лет – 1-1,5 часа. Группа Дневной сон Группа детей раннего возраста 12:30-15:00 Младшая группа 12:50-15:00 Средняя группа 13:00-15:00 Старшая группа 13:10-15:00 Подготовительная к школе группа 13:15-15:00 Работа с детьми перед сном Методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль. целями является: релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения); восстановление нормального состояния нервной системы; облегчение психоэмоциональной нагрузки; ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды. Для достижения поставленных целей перед организатором дневного снастоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно: Подготовка помещения для отдыха. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко снудетей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъёма. В тёплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка). Контроль готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все дети сходили в туалет, умылись, а также переоделись в удобную для сна одежду. Создание подходящей для сна атмосферы спокойствия и расслабленности. Методическая организация подготовки детей ко сну Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель: определяет перечень спокойных игр перед отходом ко сну; подбирает соответствующее спокойное музыкальное оформление (не более чем на 10–15 минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и тональности голоса; проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшения самочувствия детей; периодически организует беседы с детьми о важности дневного сна (этот приём больше актуален для старших и подготовительных групп); делает подборку сказок, рассказов подходящей тематики. Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для детей младших групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других нуждаются в отдыхе, достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических процедур, переодевание) и чтения сказок. Для детей средней группы добавляются дыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного воздействия на органы дыхания, ещё и помогают выработать правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста. Проводится эта гимнастика через 20–30 минут после обеда. Дети старшего возраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в спокойные игры. Выделяется 3 ступени организации дневного сна Подготовка (15–20 минут). Релаксация (5–7 минут). Сон (1–2 часа). Подготовка Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют вспокойные игры. Релаксация Этот этап проводиться под спокойную музыку, оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы (шум леса,журчание ручья и пр.). Воспитатель медленно и спокойно произносит текст (потешки, сказки и др.). Дети слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они привыкли. Воспитатель подходит к каждому ребёнку и поглаживает его. Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект. Переход ко сну На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткуюфразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают». «Закрывайте глазки - вам приснятся сказки» В течение всего периода отдыха и сна воспитатель находится в пределе слышимости. С теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводится беседа с целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать остальныммалышам отдыхать. Правильная организация сна предполагает активное участие ребёнка в этом процессе. Сон не должен восприниматься им как нечто навязанное взрослым. Пробуждение и подъём Для бодрого, хорошего самочувствия детей немалое значение имеет и правильный их подъём. Наиболее благоприятно самостоятельное пробуждение. Рекомендуется, чтобы ребёнок, проснувшись самостоятельно, ещё 5—10 мин спокойно полежал в постели, так как резкий переход от сна кбодрствованию может отрицательно сказаться на состоянии организма. Для детей, которые не спят или проснулись раньше следует предоставить возможность встать, тихо одеться и перейти в специально выделенную игровую игровая зону, где сможет найти себе занятие.