Примерный режим дневного сна в ДОО
Сон необходим для восстановления физиологического и психического
равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его
продолжительность для детей до 5 лет составляет 2 -2,5 часа, до 7 лет – 1-1,5
часа.
Группа
Дневной сон
Группа детей раннего возраста
12:30-15:00
Младшая группа
12:50-15:00
Средняя группа
13:00-15:00
Старшая группа
13:10-15:00
Подготовительная к школе группа
13:15-15:00
Работа с детьми перед сном
Методическая работа перед дневным отдыхом играет важную роль.
целями является:
релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного
напряжения);
восстановление нормального состояния нервной системы;
облегчение психоэмоциональной нагрузки;
ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и
комфортной среды.
Для достижения поставленных целей перед организатором дневного
снастоит ряд задач, решать которые ему приходится ежедневно:
Подготовка помещения для отдыха. В помещениях спален сквозное
проветривание проводят до укладывания детей спать. В холодное время года
фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко снудетей; открывают
во время сна с одной стороны и закрывают за 30
минут до подъёма. В тёплое время года сон (дневной и ночной)
организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).
Контроль готовности детей ко сну. Взрослые следят за тем, чтобы все
дети сходили в туалет, умылись, а также переоделись в удобную для сна
одежду.
Создание подходящей для сна атмосферы спокойствия и
расслабленности.
Методическая организация подготовки детей ко сну
Чтобы реализовать поставленные задачи, воспитатель:
определяет перечень спокойных игр перед отходом ко сну;
подбирает соответствующее спокойное музыкальное оформление (не
более чем на 10–15 минут), сопровождая его снижением темпа речи, тембра и
тональности голоса;
проводит комплекс дыхательных упражнений для улучшения
самочувствия детей;
периодически организует беседы с детьми о важности дневного сна
(этот приём больше актуален для старших и подготовительных групп);
делает подборку сказок, рассказов подходящей тематики.
Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для детей младших
групп, которые в силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других
нуждаются в отдыхе, достаточно включения
музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических
процедур, переодевание) и чтения сказок. Для детей средней группы
добавляются дыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного
воздействия на органы дыхания, ещё и помогают выработать правильное
звукопроизношение. Это очень важная задача для данного возраста.
Проводится эта гимнастика через 20–30 минут после обеда. Дети старшего
возраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в
спокойные игры.
Выделяется 3 ступени организации дневного сна
Подготовка (15–20 минут).
Релаксация (5–7 минут).
Сон (1–2 часа).
Подготовка
Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют
вспокойные игры.
Релаксация
Этот этап проводиться под спокойную музыку, оказывающую
общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы
(шум леса,журчание ручья и пр.).
Воспитатель медленно и спокойно произносит текст (потешки, сказки и
др.).
Дети слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они
привыкли.
Воспитатель подходит к каждому ребёнку и поглаживает его. Такое
тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и
успокаивающий эффект.
Переход ко сну
На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих постельках.
В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то
короткуюфразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро
засыпают». «Закрывайте глазки - вам приснятся сказки»
В течение всего периода отдыха и сна воспитатель находится в пределе
слышимости.
С теми детьми, которые категорически отказываются спать, проводится
беседа с целью убедить лежать в кровати спокойно и не мешать
остальныммалышам отдыхать.
Правильная организация сна предполагает активное участие ребёнка в
этом процессе. Сон не должен восприниматься им как нечто навязанное
взрослым.
Пробуждение и подъём
Для бодрого, хорошего самочувствия детей немалое значение имеет и
правильный их подъём. Наиболее благоприятно самостоятельное
пробуждение.
Рекомендуется,
чтобы
ребёнок,
проснувшись
самостоятельно, ещё 5—10 мин спокойно полежал в постели, так как резкий
переход от сна кбодрствованию может отрицательно сказаться на состоянии
организма.
Для детей, которые не спят или проснулись раньше следует
предоставить возможность встать, тихо одеться и перейти в
специально выделенную игровую игровая зону, где сможет найти себе
занятие.