Дополнительна образовательная программа художественной направленности «Очумелые ручки»

1

Оглавление
Аннотация ………………………………………………………………………… 3
Целевой раздел........................................................................................................4
Пояснительная записка…………………..………………………………………...4
Цель программы …………………………………………………………………...5
Задачи программы …………………………………………………………………6
Возрастные особенности детей ……………………………… …….................... .6
Принципы, лежащие в основе программы ………………………………........… 8
Содержательный раздел.......................................................................................8
Экопластика (природный материал).....................................................................10
Нетрадиционный (бросовый материал) ...............................................................10
Художественная обработка бумаги .......................................................................11
Пластика ...................................................................................................................14
Учебно-тематический план......................................................................................14
Календарный учебный график….............................................................................17
Планируемые результаты………………………………………………...………..17
Организационный раздел .....................................................................................19
Материально-техническое обеспечение.................................................................20
Кадровое обеспечение...............................................................................................21
Методическое обеспечение программы..................................................................21
Методические рекомендации по проведению занятий .........................................24
Форма подведения итогов реализации программы …………………………..….25
Список литературы……............................................................................................26
Приложения:
1. Оценочные материалы .........................................................................................28
2. Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй ................30
3. Анкета для родителей ..........................................................................................31
4. Здоровье сберегающие технологии на занятиях ...............................................32

2

Аннотация
Декоративно-прикладное искусство - это не что-то запредельное - это
абсолютно реально! Мы учимся смело воплощать свои творческие замыслы
делая все своими руками. Несмотря на то, что огромную роль здесь играет
чувство вкуса, я убеждена что, постигая основы декоративно-прикладного
искусства, дети смогут развить в себе чувство прекрасного, научиться видеть
обычные предметы с необычных сторон, преобразовывать бытовые вещицы в
произведения искусства!
Искусство помогает ребёнку формировать эмоционально-ценностное
отношение к миру. Потребность творческой деятельности связана, прежде
всего, с желанием ребёнка выразить себя, утвердить свою личностную
позицию. Художественные и эстетические чувства, также, как и моральные, не
являются врождёнными. Они требуют специального обучения и воспитания.
Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего
будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап
развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию
окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом
возрасте
активизируется
самостоятельность
мышления,
развивается
познавательный интерес детей и любознательность.
Обучение по программе «Очумелые ручки» приобщает подрастающее
поколение к изучению традиций, особенностей русского народа при роботе с
разнообразным художественным материалом.
Приобщает детей к
художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Полюбив то,
что его окружает, ребёнок лучше понимает и ценит то, что присуще народному
искусству. Это соприкосновение обогащает ребёнка, воспитывает гордость за
свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Положительные
эмоции влияют на развитие творческих и интеллектуальных способностей,
формируют эстетические чувства и художественный вкус.
Авторская общеобразовательная программа «Очумелые ручки»
соответствует требованиям к содержанию и оформлению общеобразовательных
программ дополнительного образования детей, предполагает реализацию
основных положений концепции художественного образования в Российской
Федерации. Программа помогает создать эффективную целенаправленную
систему вхождения юного человека в мир народной культуры.

3

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
«Всегда найдётся дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.»
Все дети в дошкольном возрасте немного художники, скульпторы,
дизайнеры… Они не боятся фантазировать и проявлять индивидуальность.
Важно помочь ребёнку развить в себе эти способности, создав такие условия,
где бы он мог свободно и с интересом творить.
Нельзя не согласиться с тем, что на протяжении всей истории общества
нужна была творческая энергия человека. И современный период требует от
личности
инициативности,
жажды
нового,
способности
находить
нетривиальные решения, встающих перед обществом проблем. Следовательно,
проблема развития творческой личности ребёнка сегодня актуальна. Ведь чем
больше будет творческих людей, тем богаче будет общество. Но творчество –
это ещё и тяжёлый труд. От него зависит, на какую вершину поднимется в
своём творении человек. Есть высказывание Эдисона, что талантливость
составляется из 1% вдохновения и 99% тяжёлого труда. Одним из эффективных
средств формирования и развития творческой личности детей является
декоративно-прикладное искусство.
Творчество народа всегда тесно связанно с его трудовой деятельностью.
С помощью топора, ножа, иглы, примитивного гончарного круга и ткацкого
станка наши предки строили жилища, мастерили инвентарь и мебель,
изготовляли посуду из дерева и глины, обрабатывали шкуры и валяли сукно,
ткали полотно и шили одежду. Каждое изделие, изготовленное для быта, - это,
прежде всего практически необходимая вещь, удобная в пользовании и
радующая глаз своей красотой. Веками совершенствовалось декоративно
прикладное искусство, приобретало законченность форм, вырабатывало свой
самобытный стиль, глубоко и ярко отражало обычаи, вкусы и склонности
народа. Это настоящее национальное богатство, и каждый его вид имеет свою
историю и свои особенности развития. С раннего возраста старшие приучали к
этому и детей, передавая им свой опыт и умение, уважение к труду и местным
традициям, познание секретов мастерства и понимания красоты. Передаваясь
из поколения в поколение, из рук в руки, народное искусство всегда было и
остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и
культуры.
Организация прикладной деятельности детей – одно из основных условий
успешности в формировании любознательной, творческой личности. Знания,
приобретенные на занятиях по декоративно - прикладному творчеству
обеспечивают эстетическое и художественное развитие детей. Занятия носят
воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у

4

ребят умение и желание украсить свой быт, воспитывать уважение к народным
традициям. Изучение традиций, особенностей русского народа при роботе с
разнообразным
художественным
материалом
приобщает
детей
к
художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. На протяжении
веков руками, умом и талантом людей создавалось народное искусство –
неиссякаемый источник фантазии, вкуса, форм, цветовых сочетаний и узоров.
Основной идеей программы является идея гуманизма, основанная на
любви и бережном отношении к ребёнку, уважении его личности, создание
комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала
каждого ребёнка и его самореализации, содружестве между педагогами, детьми
и родителями
Авторская
программа
по
декоративно-прикладному
искусству
«Очумелые ручки» разработана на основе требований к содержанию и
оформлению общеобразовательных программ дополнительного образования
детей.
Новизна программы «Очумелые ручки» представляет собой синтез
разных видов декоративно-прикладного творчества. Знания и умения с одной
области переносятся в другую, расширяя и углубляя их. Работа в студии
спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по
художественно-эстетическому развитию основной образовательной программы
дошкольного образования, а способствовала расширению и углублению
сведений по работе с разными видами бумаги, бросовым и природным
материалом, пластичным материалом и др. материалами как природного, так и
синтетического происхождения. Работа студии организована с учётом опыта
детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая
программа
имеет художественно-эстетическую
направленность, которая является важным направлением в развитии и
воспитании ребенка. Восхождение на вершину мастерства и творчества
осуществляется не по инструкции «что дать воспитанникам», а на основе
педагогических принципов сотрудничества, содружества, соучастия,
сопереживания,
сотворчества,
соуправления,
которые
способствуют
самоутверждению, самовыражению и самореализации детей. Занятия по
декоративно прикладному творчеству учат трудолюбию, аккуратности,
терпению и самостоятельности, формируют теоретические знания и
практические умения в различных видах декоративно-прикладного творчества,
расширяют знания воспитанников о региональном наследии, развивают
фантазию, творческое мышление, художественный вкус, стремление к
самопознанию и самоопределению.
Цель программы:
Развитие художественно – творческих способностей детей средствами
декоративно-прикладного искусства и приобщение воспитанников к
прикладному творчеству, и пониманию его истоков.
Ребёнок, занимающийся по программе «Очумелые ручки» становится
участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой работы
5

детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности
изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружат
ребят техническими знаниями, разовьют у них трудовые умения и навыки,
психологическую и практическую подготовку к труду.
Задачи:
Обучающие:
 освоение приёмов и способов работы с различными материалами и
инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок,
элементов дизайна;
 выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её
результат;
 знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
декоративно – прикладного искусства;
 совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
 приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
 развитие
интереса,
эмоционально-положительного
отношения
к
художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании
поделок, отвечающих художественным требованиям;
 развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического
отношения к природному окружению своего быта;
 развитие мелкой моторики рук;
 развитие креативного мышления;
 развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
 развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство
меры.
Воспитательные:
 воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;
 воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
 воспитание целеустремлённости, настойчивости в достижении результата;
 развитие коммуникативных способностей;
 осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
несовершеннолетних;
 добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Возрастные особенности
Дошкольный возраст принято считать периодом яркого самовыражения,
проявления творческих возможностей ребёнка в рисунке, в конструировании, в
лепке. В этот период особенно важно помочь ребёнку развить свои творческие
способности. Почему?
Во-первых,
творческая
деятельность
стимулирует
развитие
индивидуальности ребенка, дает возможность самовыражения, формирует
позитивное отношение к себе и окружающему миру.

6

Во-вторых, творческие способности необходимы именно в современном,
быстро меняющемся мире. Они позволяют человеку, с одной стороны, легче
приспособиться к этим изменениям, а с другой – дают возможность самому
активно изменять этот мир.
Данная программа разработана с целью создания условий для
творческого развития ребенка дошкольного возраста. Она предусматривает
возрастной личностно-ориентированный подход, учитывает диапазон
интересов и потребностей ребенка.
У детей 5 – 7 лет сохраняется устойчивый интерес к продуктивным видам
деятельности (конструктивная и различные виды рукоделия). Этому
способствует целый ряд причин, а именно:

у детей появляются любимые «ручные» занятия и в связи с ними
широкий набор разнообразных мотивов и взаимосвязанных целей данной
деятельности, которые они стремятся реализовать;

дети приобщаются к разнообразным умениям и навыкам, активно
овладевают способами практических действий; в данном возрасте у детей
действительно начинает получаться достаточно качественный продукт, и
ребёнок может довольно долго работать над ним, доделывать,
усовершенствовать, улучшать, а затем использовать по своему желанию;

ощущения успешности в продуктивных видах деятельности не только
позволяет ребёнку испытывать чувство удовлетворения и гордости результатом
своего труда, но и в значительной степени определяет его эмоциональное
благополучие и душевный комфорт в коллективе сверстников.
Дети с удовольствием занимаются различными видами труда им
особенно интересен, тот ручной труд с которым они сталкиваются в первый
раз. Работа в студии имеет большое значение для нравственного воспитания
детей. Дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями,
учатся бережному отношению к орудиям труда. Работая с различными
материалами, дети знакомятся с его качествами: цветом, формой, твёрдостью.
Обсуждая тему работы, ребёнок творит, фантазирует, учится различать в
причудливых очертаниях природного материала предметы, создаёт
фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность,
творческое воображение. Программой предусмотрены коллективные работы,
они объединяют детей, учат работать в сотворчестве не только друг с другом,
но и с педагогом. Общение педагога с детьми должно быть доброжелательным,
эмоциональным вызывать интерес у детей. Готовые работы детей можно
использовать, как подарки, с поделками из бросового материала можно играть,
используя в сюжетно-ролевых играх, работами выполненные из бумаги, теста,
природного материала можно украсить любой уголок комнаты. Дети будут
гордиться своими работами. Это будет вызывать желание трудиться, приносить
пользу. Все умения и навыки, полученные в процессе обучения пригодятся
детям в школе.
Принципы, лежащие в основе программы:

7

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и детей в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).


Данная программа помогает познавать окружающий мир, способствует
развитию мелкой моторики рук детей, развитию художественного вкуса,
творческого интереса. Занятия по программе «Очумелые ручки» приносят
детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможность для
творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе,
способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный
опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые
качества.
Субъектный компонент общеобразовательной программы:
• воспитанники (дети 5 - 7 лет);
• педагоги (программа предусматривает интеграцию педагога доп. образования
и воспитателей д/у);
• родители (взаимодействие работы с родителями).
Интеграция между педагогом и родителями воспитанников достигается за
счет взаимодействия (приложение 2). Данное сотрудничество «педагогродитель», как показала многолетняя практика, является залогом успешного
освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной программы.

8

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа предназначена для детей 5-7 лет, проявляющих интерес к
прикладному искусству, желающих мастерить поделки своими руками с
использованием различных материалов и подручных средств. Рекомендуемый
минимальный состав группы – от 5 человек.
Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий: 2
занятия по 35 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Курс
предназначен
на
один
год
обучения
в
условиях
общеобразовательного учреждения. Из готовых работ оформляются мини
выставки, с лучшими работами воспитанники участвуют в конкурсах разного
уровня. В студию «Очумелые ручки» принимаются все желающие,
специального отбора не производится.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих
работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В
основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.
Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния
здоровья ребенка, это означает не только отсутствие болезней, но и
психическое и социальное благополучие воспитанника. Программой
предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют
формированию умений осознанно применять полученные знания на практике
по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных
материалов. Поделки, включённые в студийную деятельность, могут иметь
разное назначение:
• для игр детей;
• для украшения интерьера детского учреждения, дома;
• их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его
подборе предъявляется определённые требования:
• должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать
аллергию);
• тщательно промытым и высушенным;
• доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение
правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную
организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам,
оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Однако,
вся деятельность в студии декоративно-прикладного творчества, кроме выше
перечисленных, преследует основную цель: удовлетворение желаний ребенка
творить в любых техниках и получать за своё творчество моральное
удовлетворение в виде побед и грамот.
Этапы работы.
Весь обучающий цикл делится на 3 этапа:
9

1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок
Программа состоит из 4 блоков:
1. экопластика (природный материал);
2. нетрадиционный (бросовый материал);
3. художественная обработка бумаги;
4. пластика (пластилин, глина для моделирования, соленое тесто).
1.
Экопластика (природный материал)
Экопластика – это поделки из природного материала. Моделирование образов
животных, пейзажей, предметов из материалов, собранных в лесу – бесценный
опыт, богатый эстетическими переживаниями, помогающий развить фантазию
и воображение у ребенка. Экопластика из природных материалов бывает 2
видов:
o
моделирование;
o
аппликация.
Моделирование включает в себя использование природных материалов (шишек,
желудей, каштана, семян, веточек) и пластичной основы (пластилин или
соленое тесто). Оценивая и фантазируя на что похож тот или иной природный
объект, ребенок создает композицию, моделирует образ животного или
человека. Некоторые природные материалы, например, колючки от лопуха
используются как натуральный конструктор. Они склеиваются друг с другом, и
из них можно создавать любой образ или фигуру. Например, фигурку медведя
или
человека.
Аппликации чаще всего делаются из листьев деревьев. Так, можно нарисовать
на листе ежика и вместо иголок приклеить маленькие длинные листики. Или
сначала на бумагу приклеить листья, а затем, используя фантазию, подрисовать
к ним элементы, создавая образы животных, рыб, птиц или насекомых.
2.
Нетрадиционным (бросовым материал)
К нетрадиционным материалам можно отнести бросовые материалы:
пластиковые бутылки, упаковки от йогуртов, киндер-сюрпризов, втулки от
бумажных полотенец, бумажные кассеты из-под яиц, трубочки для коктейля,
ватные диски, полочки и многое другое являются прекрасным, бесплатным
поделочным материалом.
Бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий.
Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае находится
под рукой. Все необходимое можно найти у себя в бытовых твердых отходах
или в дальнем пыльном закутке гаража. Практическая работа с разнообразным
бросовым материалом побуждает детей к творчеству; предусматривает
развитие навыков ручного труда; развивает творческое воображение и
конструктивное мышление; знакомит с приёмами работы различными
инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный
момент работают; учит осторожному обращению с ними; способствует
10

развитию координации движений пальцев; развивает мелкую моторику
пальцев; воспитывает усидчивость и самостоятельность. Работая с разными
материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой,
приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции
требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов,
особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы руководитель берёт на
себя.
Таким образом, поделки из бросового материала помогают детям ценить
каждую мелочь. И главное — включать свое воображение и фантазию
относительно того, как можно использовать тот или иной материал.
При работе с
бросовым
материалом
учитываются
возрастные
особенности детей.
3.
Художественная обработка бумаги.
Большой простор для творчества и вдохновения дает работа с бумагой.
Существуют сотни техник использования бумаги в творчестве.
Сюда можно отнести следующие:
o
торцевание - (бумажная аппликация из маленьких кусочков
гофрированной бумаги);
o
папье-маше - (создание объемных фигур посредством их формирования
из пластичной размоченной бумаги, смешанной с клеевой основой);
o
пейп-арт - (создание поделок из салфетных жгутиков);
o
декупаж – (техника украшения, декорирования с помощью вырезанных
бумажных мотивов);
o
айрис-фолдинг - радужное складывание (складывание полос бумаги под
углом, создавая закручивающуюся спираль);
o
оригами - (классическое, модульное оригами);
o
квиллинг - (создание узоров за счет скручивания бумажных полосок).
Для детского творчества выбираются наиболее адаптированные техники.
Из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги, в техники
торцевания, в виде аппликативной мозаики, дети могут создать настоящие
произведения искусства.
Создание фигурки из папье-маше, например, декоративной тарелки, доступно
дошкольнику. Маленькие кусочки тонкой бумаги смачиваются в клейстере и
слой за слоем выкладываются на наружную поверхность простого блюдца.
После высыхания бумажную заготовку снимают с блюдца. Блюдце из папьемаше окрашивают в белый цвет и наносят на него узоры.
Пейп-арт – это удивительная технология изготовления игрушек, композиций из
бумаги и салфеток, декорирование разнообразных предметов.
Пейп-арт помогает руководителю студии показать детям один из путей
самореализации в творческой деятельности, в формировании познавательной и
коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек, композиций
из салфеток - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
Декупаж - один из видов декоративного творчества, представляющий собой
технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения
напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей
11

лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий.
Работа в технике декупаж привлекает своей простотой. Имея красивые и яркие
салфетки, можно создавать необычайно красивые поделки. Выполненные
своими руками работы и подаренные близкому человеку, бабушке, маме, папе,
точно не оставят никого равнодушным!
Айрис-фолдинг –
удивительная
художественная техника,
позволяющая
создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с
эффектом объемного изображения. Используется при изготовлении
поздравительных открыток, коллажей, обложек для книг, закладок,
декоративных панно, в том числе и крупноформатных, в сочетании с другими
художественными техниками (аппликация, квиллинг, оригами, художественное
вырезание из бумаги).
Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из
бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и
развивающим возможностям. Изготовление красочных поделок из бумаги
приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное
занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие
педагогические возможности.
Квиллинг – один из популярных видов творчества, развивает в детях
воображение и доставляет эмоциональное удовлетворение от полученного
результата. Процесс работы увлекательный, но не сложный. Полоски цветной
бумаги скручивают в спирали, формируя с помощью прищипывания
геометрические
фигуры.
Полученными
элементами
выкладывают
подготовленный рисунок. Поделка получается яркая и ажурная.
4.
Пластика.
Декоративно-прикладное творчество для детей – это деятельность,
позволяющая использовать разнообразные пластичные материалы, к которым
относятся: пластилин, масса для лепки, глина для моделирования, соленое
тесто. Из пластичных материалов можно создавать объемные образы, а также
аппликацию на бумаге или картоне. Создавать красивые фигурки из
пластилина, которые порадуют ребенка результатом, лучше всего поэтапно.
Выбрав для моделирования мышонка, преподаватель показывает сначала
готовый вариант, затем все его части тела лепятся по отдельности, и в итоге
соединяются в готовую фигурку.
Создание аппликации из цветного пластилина – не менее увлекательный
процесс. Нарисованный на картоне небольшой сюжет, выкладывается, как
мозаикой, маленькими шариками из пластилина разных цветов, как бы
«закрашивая» картину. Такую поделку можно поместить в рамку.

Учебно-тематический план
№ Наименование разделов.
п/п

Кол-во часов
теор

12

практи

Содержание базовых тем

ия

ка

1

Вводное занятие (2час)

1

1

Теория: Инструктаж по
технике
безопасности.
Беседа по охране труда.
Правила
поведения
на
занятиях. Знакомство с
видами
декоративноприкладного
творчества.
Экскурсия по детскому
саду
с
целью
сбора
природного материала.

2

Экопластика (работа с природным
материалом). «Неувядающие травы»
(10 часов).

2

8

1

1

Теория: Знакомство с
искусством флористики и с
законами
построения
композиции. С правилом
безопасности при работе с
природным
материалом,
сбор и хранение гербария.

Коротко о важном


Весёлый человечек

2



Пушистая овечка

2

 Осенняя рыбалка
 Панно «Аквариум» (коллективная
работа)

3

4

2

Экопластика (работа с природным
материалом). «Чудеса из семян»
(10 часов)

1

1

1

9

1

1

Практика:
Выполнение
работ
из
природного
материала
с
использованием
сухих
листьев, цветов и трав от
простых аппликаций до
сложных
композиций.
Подбор
материала
по
форме, цвету, фактуре.
Теория:
Закрепление
знаний
о
правилах
построения композиции и
правилах безопасности при
работе
с
природным
материалом,
сбор
и
хранение гербария.



Цветы из ягод и семян



Вазочки для цветов

2



Весёлый жирафик

2



Стильная фоторамка

4

Практика:
Выполнение
работ с использованием
разных семян и косточек от
простых аппликаций до
сложных
композиций.
Подбор
материала
по
форме, цвету, фактуре.

8

Теория: правила работы с
объемным
природным
материалом
(шишки,

Экопластика (работа с природным
материалом).
«Игрушки
и
сувениры». (10 часов).

2

13



Забавные зверюшки из камней



Соломенный человечек

2



Оленёнок «Серебряное копытце»

2



Старичок-лесовичок

2
1

1

Работа с
нетрадиционным
(бросовым) материалом. «Яичные
фантазии».
(8 часов)

1

7



Панно «Домик на опушке»

1

3



Птичий двор.

из

2

 Панно из яичной скорлупы (на
выбор детей)

6

7

1

ракушек

 Весёлый хоровод
(коллективная работа)

5

1

2

Работа с
нетрадиционным
(бросовым) материалом. «Ватная
страна» (10 часов)

2

8

 Зимушка-зама в город наш пришла
(ватные диски)

1

1

 Избушка на
(ватные палочки)

1

1

курьих

ножках



Дед Мороз-красный нос (в.д.)

2



Заяц-хвастунишка (в.п.)

2



Забавные овечки (в.п.)

2

Работа с
нетрадиционным
(бросовым) материалом. «Игрушки
из всякой всячины» (10 часов)

1

9

 «Черепашка-копилка»
пластиковой бутылки

1

1

из

 «Ловушки»
из
пластиковой
бутылки и киндер-сюрприза

2
2

 «Инопланетяне
на
летающих
тарелках» из киндер-сюрприза и CD

желуди,
скорлупа
от
орехов). Правила собирание
и хранения.
Практика:
Выполнение
работ
из
природного
материала (камни, солома,
шишки, желуди, ветки,
ракушки),
с
использованием
пластилина.
Подбор
материала по форме, цвету,
фактуре.
Составление
собственных композиций с
использованием
природного материла.
Теория: Правила техники
безопасности при работе с
яичной
скорлупой.
Алгоритм
подготовки
яичной скорлупы к работе.
Практика: использование
яичной
скорлупы
в
аппликации.
Схемы
и
эскизы для творческих
работ.
Теория: Правила техники
безопасности при работе с
ножницами,
клеем.
Алгоритм
работы
с
ватными
дисками
и
ушными палочками.
Практика:
Выполнение
работ из ватных дисков и
ушных
палочек.
Составление
несложных
композиций, дополняя их
недостающими
деталями
для создания задуманного
сюжета.
Теория: Беседа на тему
экологические
проблемы
земли. Правила техники
безопасности при работе с
бросовым
материалом:
пластиковые
бутылки,
крышки, контейнера от
киндер- сюрпризов, CD
диски,
одноразовые
бумажные тарелки.
Практика:

14

Изготовление

диска

2

 «Сказочные птицы» из бумажных
тарелок

сувениров из
материала.

бросового

2

 «Гнездовье аистов» из бумажных
тарелок,
пластиковых
ложек
(коллективная работа)

Итоговое занятие первого полугодия (2 часа)


8

-

2

Индивидуальное
изготовление
работ
из
природного,
бросового
материала.

Художественная обработка бумаги
«Торцевание». (10 часов)

1

9



Вводное занятие

1

1



Весенний букет

2



Пасхальная открытка

2

Теория:
Знакомство
с
новыми
техниками
в
разделе
художественная
обработка
бумаги
и
разными
видами
аппликации
(объемная,
плоскостная, обрывная, из
геометрических форм, из
квадратиков и жгутиков
гофрированной
бумаги.)
ПТБ
при
работе
с
ножницами, клеем.

Чудо ёлочки

 Этот
удивительный
(коллективная работа)

4

космос

Практика:
Выполнение
творческих работ.
9

Художественная обработка бумаги
«Папье-маше». (6 часов)

1

5



1

1

Вводное занятие

 Лошадка (объёмная аппликация в
технике папье-маше)

4

Теория:
Знакомство
с
новой техникой «Папьемаше»,
с
историей
появления
техники
в
России. ПТБ при работе с
клеем. Основы композиции,
работа с цветовым кругом.
Практика:
выполнение
творческих работ.

10

Художественная обработка бумаги
«Декупаж». (10 часов)

1

9



Техника декупаж.

1

1



Блюдо под десерт.

4



Карандашница.

4

Теория:
Знакомство
с
новой
техникой
«Декупаж», с историей
появления
техники
в
России. ПТБ при работе с
клеем. Основы композиции,
работа с цветовым кругом.
Практика:
выполнение
творческих работ.

11

Художественная обработка бумаги
«Айрис-фолдинг» (10 часов)

1

9



1

1

Техника радужного сплетения

15

Теория: Технология и
алгоритм
выполнения
сплетений.
Обучение
работе по схемам.

 Работа с простыми формами круг,
овал
 Работа с простыми формами
квадрат, прямоугольник, треугольник
 Открытка в технике Айрисфолдинг
12

2
2
4

Художественная обработка бумаги
«Модульное оригами». (12 часов).

2

10






2

2

Техника выполнения и схемы
Работа «Кактус»
Работа «Золотые рыбки»
Коллективная работа «Ящерка»

2
2
4

13

Художественная обработка бумаги
«Квиллинг» (14 часов).


Геометрические формы, листик,
капли, глаз, завитки

Забавные насекомые


Полевые цветы



Чудесные фантазии


Жар-птица
работа)
14

15

1

13

1

3
2
2
2

(коллективная

4

Пластика «Чудеса из солёного теста
и пластилина»
(16 часов)

2

14


Рисуем
Котика
цветным
пластилином (пластилинография)

Подводный мир (плавающий
пластилин) коллективная работа

Ароматный ёжик (сол. тесто)

Брелок «Любящее сердце» (сол.
тесто)

Панно «Яблочная фантазия»
(сол. тесто) коллективная работа

1

3

Итоговое занятие. (4 часа)

4
2
2
1

-

3

4

«Оберег для дома» из солёного теста

Итого:

19
16

125

Практика:
Выполнение
простых и сложных форм в
технике
айрис-фолдинг.
Учимся сочетать
цвет,
форму, размер. Выполнение
поздравительных открыток.
Теория:
История
модульного
оригами.
Технология и алгоритм
выполнения
модулей
разной
конфигурации.
Учимся читать схемы.
Практика:
Выполнение
базовых модулей и сбор
простых поделок. Учимся
сочетать
цвет,
форму,
размер.
Теория:
Знакомство
с
новым
видом
техники
прикладного
искусства
«Квиллинг».
История
возникновения квиллинга.
Основные
формы
скручивания
бумаги
в
технике квиллинг. (Круг,
капля, ромб, овал, квадрат,
листок)
Практика: Изготовление
альбома – подсказки.
Выполнение творческих
работ.
Теория: Познакомить с
новыми
специальным технологиям
работы с
пластическими
материалами.
Стимулировать детей к
экспериментам
с
материалом, цветом.
Практика:
Выполнение
творческих
работ
и
создание
полноценных
композиций.
Практика:
Индивидуальное
выполнение
итоговой
работы,
выставка
творческих
работ,
награждение детей.

Всего по программе

144 часа

Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней

32
64

Количество часов в неделю

2

Количество часов

144

Недель в 1 полугодии

12

Недель во 2 полугодии

20

Начало занятий

16.30-17.00

Каникулы

31 декабря – 10 января

Окончание учебного года

31 мая

Планируемые результаты
o
способны к расширению знаний о разных видах народного промысла и
обогащать свой словарный запас;
o
готовы учится различным приемам работы с бумагой, природным,
бросовым и пластичным материалом;
o
способны учиться следовать устным инструкциям, читать схемы
изделий;
o
способны к развитию внимания, памяти, конструктивного мышления,
пространственного воображения;
o
готовы к развитию мелкой моторики рук и глазомера, художественного
вкуса, творческих способностей и фантазии;
o
способны постепенно погружаться в мир народной культуры (экскурсии
в музеи и на выставки, беседы и др.);
o
готовы проявлять интерес к знакомству с новыми техниками работы
декоративно-прикладного творчества;
o
способны соблюдать правила бережного отношения к природе,
нравственно-трудовых навыков и эстетики;
o
готовы научится организовывать свое рабочее место.
Прогнозируемый результат обучения
воспитанники знают:
o
различные материалы и инструменты, и как их использовать;
o
правила техники безопасности при работе с инструментами,
используемых на занятиях;
o
историю возникновения прикладных ремесел;
o
основные базовые формы в технике оригами и квиллинг;

17

o
основные приемы и виды техники работы с бумагой, пластическим,
природным и бросовым материалом.
умеют:
o
соблюдать технику безопасности;
o
изготавливать простейшие поделки из предложенных материалов;
o
последовательно читать и выполнять работы по схеме и инструкции;
o
складывать из базовых форм фигуры животных, транспорта и цветов;
o
работать в технике торцевания, декупаж, пейт-арт, айрис-фолдинг,
оригами, папье-маше, квиллинг;
o
организовывать свое рабочее место.
По окончании курса обучения
воспитанники будут знать:

правила безопасного пользования инструментами;

различные материалы и инструменты, и как их использовать;

как пользоваться шаблонами и образцами;

основные виды бумаги;
воспитанники будут уметь:

соблюдать технику безопасности;

изготавливать простейшие поделки из предложенных материалов;

знать и владеть различными инструментами и материалами;

подбирать материалы и шаблоны для изготовления поделок;

18

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Структура занятия:
1.
Показ и объяснение педагога.
2.
Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога.
3.
Самостоятельная творческая работа детей.
Формы работы:

теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование
полученных знаний;

работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;

практические занятия по изготовлению поделок.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

наглядный (иллюстраций,
наблюдение,
показ
(выполнение)
руководителем, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию (рассказ, показ, иллюстрация);

репродуктивный – несовершеннолетние воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности (практические занятия);

частично–поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа детей;

эвристический – творческие задания.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей
на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

индивидуально-фронтальный –
чередование
индивидуальных
и
фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах (при выполнении коллективных
работ каждая группа выполняет определенное задание);

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

коллективный - в процессе подготовки и выполнения коллективной
композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается
темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности,
умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать
сложность работы. При этом обучающий и развивающий смысл работы
сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед
трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
19

Материально-техническое обеспечение
Дидактическое обеспечение:
• видео- и фотоматериалы по разделам занятий;
• литературу для воспитанников по декоративно-прикладному творчеству
(журналы, учебные пособия, книги и др.);
• литературу для родителей по декоративно-прикладному творчеству и по
воспитанию творческой одаренности у детей;
• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского
коллектива);
• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки,
схемы, тематические альбомы и др.).
Дидактические материалы:
- Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
- Схемы для выполнения работ из природного и бросового материала.
- Инструкционные карты сборки изделий.
- Образцы изделий.
- Альбом лучших работ детей.
- Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
- Разработка диагностической карты «Оценка результатов освоения
программы».
Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной
программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:
Для педагога:









Учебные столы и стулья
Выставочные стенды
Схемы складывания изделий
Журналы и книги по работе
Альбом для удачных работ
Коробки для обрезков бумаги
Клеевой пистолет
Бесцветный лак.

Для воспитанников:
 Ластик, простые и цветные карандаши, фломастеры, акриловые краски
 Флористический материал, гербарий, семена, крупы, шишки, камни, ракушки
 Ножницы
 Клей ПВА, клей-карандаш, кисточки для клея
 Пластилин
 Бумажные, влажные салфетки
 Цветной картон, белая и цветная бумага
 Пластиковые бутылки, контейнера из-под киндер-сюрпризов, яичная
скорлупа, CD диски, ватные диски, ушные палочки, пушистая проволока,
одноразовые бумажные тарелки, ложки, вилки
 Цветная бумага плотная, двухсторонняя цветная бумага.
20

Кадровое обеспечение
Педагог, организующий образовательный процесс по данной программе
должен иметь педагогическое образование.
Профессиональные качества педагога дополнительного образования
включают в себя:
- уверенность – знание своих прав и прав ребенка;
- успешность – педагог должен предвидеть положительный результат;
- удивительность – педагог должен развивать в себе незаурядность;
- уважительность – уважать мнение детей;
- уравновешенность – способность достойно выходить из любой
ситуации;
- улыбчивость – улыбка педагога, это и оценка, и одобрение, и
подбадривание;
- убедительность – уметь зажечь детские сердца.
Методическое обеспечение программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Очумелые ручки»
предусматривает вариативность использования некоторых педагогических
технологий:
• традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего
обучения, коллективного творчества и др.);
• современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).
Педагогические технологии, используемые на занятиях
Технология, метод,
прием

Образовательные
события

Результат

1

2

3

Технология
личностноориентированного
обучения

Участие в городских
конкурсах и выставках,
культурно-массовых
мероприятиях

Способность выразить свои
мысли и идеи в изделии,
способность доводить начатое
дело до конца, способность
реализовать себя в творчестве

Здоровьесберегающие технологии

Проведение
физкультминуток
и
релаксирующих пауз

Способность управлять своим
самочувствием и заботиться о
своем здоровье

Мозговой штурм

Разработка
макета
изделия

Способность
творить,
создавать
нечто
принципиально новое, не
копируя кого-либо

Технология

Обучение и общение в

образа,
будущего

21

Способность

работать

в

коллективного
творчества

группе

группе, научиться видеть и
уважать свой труд и труд
своих сверстников, давать
адекватную
оценку
и
самооценку
своей
деятельности и деятельности
других

Технология
развивающего
обучения

Развитие
фантазии,
воображения

Способность воплощать свои
фантазии и идеи в изделии

Педагогическая
мастерская

Самостоятельный
поиск
знаний,
открытие
чего-то
нового

Способность
работать
самостоятельно и творчески

Принципы организации образовательного процесса
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный
подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к
реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих
познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса
нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:
• самостоятельность воспитанников;
• развивающий характер обучения;
• интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.
Дополнительная общеобразовательная программа опирается на следующие
педагогические принципы:
• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных
особенностей;
• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от
простого к сложному при условии выполнения воспитанниками предыдущих
заданий;
• принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение
разделов (блоков) программы;
• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
• принцип личностной оценки каждого воспитанника без сравнения с другими
детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для
группы.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
• Групповая
Ориентирует воспитанников на создание «творческих пар», которые
выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить
помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого,
ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации
22

деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой
паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской.
Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные
приемы, которые первоначально у воспитанников получались быстрее и
качественнее.
• Фронтальная
Предполагает подачу учебного материала всему коллективу детей через беседу.
Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников,
способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.
• Индивидуальная
Предполагает самостоятельную работу воспитанников, оказание помощи
и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не
уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков
самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».
Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества
воспитанника, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и
четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить
воспитанников к участию в выставках и конкурсах.
Дополнительная образовательная программа реализуется через следующие
формы занятий:
• традиционное занятие по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— практическая часть,
— подведение итогов;
• занятие-экскурсия:
— на выставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений
сверстников),
— в парк — с практической целью (сбор природных материалов);
• беседа-презентация по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— наглядная демонстрация,
— обсуждение,
— подведение итогов.
В процессе реализации дополнительной
используются следующие методы:

образовательной

программы

• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с
применением компьютерных презентаций и видеофильмов;
• игровые методы — пальчиковые игры и игровые упражнения для
расслабления мышц рук, ног, головы, глаз;

23

• диагностические методы — тестирование результатов детских работ на
стадиях промежуточного и итогового контроля;
• словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация
при выполнении конкретного приема выполнения поделки.
Методические рекомендации по проведению занятий
1.
С целью повышения мотивации детей к выполнению предлагаемых в
программе заданий организовывать занятия в увлекательной, необычной
форме, с использованием игр.
2.
В ходе каждого занятия проводить не менее двух динамических пауз, во
время которых выполняются упражнения на развитие и коррекцию
двигательной сферы и мелкой моторики.
3.
Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к
формированию трудовых умений детей отдавать предпочтение подгрупповым
занятиям (3-5 человек).
4.
С учетом особенностей коррекционно-развивающего воспитательнообразовательного процесса на каждом занятии реализовывать организующую,
направляющую, разъясняющую и стимулирующую помощь для каждого
ребёнка.
5.
Четко определять задачу каждого занятия.
6.
Подробно планировать трудовую деятельность детей на каждом ее этапе
занятия.
7.
Обязательно оценивать творческую рационализаторскую деятельность
детей (как сам процесс, так и его результат, т.е. готовое изделие).
8.
Работа, предлагаемая детям, должна быть интересной и понятной по
содержанию, а также важной для них. Тогда и процесс труда сопровождается
эмоциональной реакцией на все, что делают дети. Такой положительный
эмоциональный настрой позволяет педагогу целенаправленно влиять не только
на эстетическое, но и на нравственное воспитание детей.
9.
Для успешной реализации материала, для повышения эмоциональноположительного настроя и снятия напряжения и усталости, в структуру занятия
включаются физические, так и психологические и специальные
оздоровительные упражнения (приложение 4).
В водной части – постоянно проводятся упражнения «мозговая гимнастика».
Энергетические упражнения и коммуникативные игры могут чередоваться.
Цель упражнений – эмоциональный настрой детей на занятие.
В основной части проводятся следующие упражнения:

Перед выполнением практических видов деятельности обязательно
проводится пальчиковая гимнастика для разминки мелкой моторики рук
(длительность 2 мин.).
Цель: подготовить детей к выполнению ручной работы.
В заключительной части занятие подводится итог и рефлексия.
24

Форма подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
• журнал посещаемости;
 ежеквартальные выставки работ детского творческого студии
«Очумелые ручки» в образовательном учреждении;
• «летопись» детской творческой студии (видео- и фотоматериалы);
• копилка детских работ в различных техниках исполнения;
• портфолио творческих достижений студии «Очумелые ручки» (грамоты,
дипломы, сертификаты и др.);
• проведение диагностики (фиксация результатов в диагностические
карты (приложение 1);
• отзывы родителей детей студии о выставках, экскурсиях и мастерклассах, в которых они принимали участие или посетили.
Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы)
предполагает:
• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических работ
воспитанниками;
• заполнение диагностических карт – при выполнении итоговых работ.
Диагностирование осуществляется на основе результатов наблюдения педагога
за детьми в творческой деятельности, анализа продуктов их творчества.
По результатам педагогического наблюдения заполняется таблица
(приложение 1) По данным таблицы строятся сравнительные графики уровня
развития детей в начале и конце учебного года, делается вывод о качестве
образовательного процесса.
Формой подведения итогов становятся выставки работ. Такая форма
работы позволяет воспитанникам критически оценивать не только чужие
работы, но и свои.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:





участие в конкурсах,
выставки и мастер-классы,
открытые занятия,
выполнение и защита проекта, и др

25

Список литературы
1.
Агапова И., Давыдова М. Аппликация. /М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»,
2008г.
2.
Брижит Казагранда. Поделки из солёного теста. (Перевод с французского
О.Е. Ивановой); Издательство: АРТ-РОДНИК 2007г.
3. Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов. (пер. с нем. А.П.
Прокопьева). – М.: Айрис-пресс, 2008г.
4. Гульянц Э.К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.
для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991г.
5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития,
2009г. – (Серия: «Умелые руки»).
6. Жадько Е.Г. Увлекательные поделки из необычных вещей: зёрна, орехи,
бисер, стекло, спички. – Ростов н/Д: Феникс, 2009г.
7. Зайцева А.А. Поделки из яичной скорлупы: мозаика, декупаж, квиллинг. –
М.: Эксмо, 2013г.
8. Зайцева А.А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия. – М.:
ЭКСМО, 2010г.
9. Зайцева А.А. Модульное оригами для начинающих – М.: Эксмо, 2014г.
10. Зайцева А.А. Квиллинг: пошаговые мастер-классы для начинающих – М.:
Эксмо, 2013г.
11. Каминская Е.А. Мозаика из круп и семян. – Рипол-Классик 2017г.
12. Куцакова Л.В. Энциклопедия для творческого развития: рисуем, лепим,
мастерим. – М.: ЭКСМО, 2012г.
13. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. – 5-е изд. – М.:
Айрис-пресс, 2009г.
14. Майорова Ю.А. Серия «Идеи для творчества» Поделки из солёного теста и
пластилина – Н. Новгород ООО «Издательство «Доброе слово» 2011г.
15. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду: пособие для
воспитателей дет. сада – М.: Обруч, 2010 г.
16. Немешаева Е.А. Фантазии из природных материалов. – М.: Айрис-пресс,
2011г.
17. Перевертень Г.И. Мозаика из круп и семян. – М.: АСТ, 2010г.
18. Салагаева Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Методическое пособие для учителей,
воспитателей, руководителей кружков ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2008г.
19. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М.: Айрис-пресс, 2008г.
20. Черныш И.В. Забавные поделки к празднику. – М.: Айрис-пресс, 2007г.
21. Черкасова И.А., Русняк В.Ю., Бутова М.В. От салфетки до квиллинга.
Нетрадиционные техники работы с бумагой. – М.: Издательство «Скрипторий
2003» 2013г.
26

22.Шквыря Ж. Ю. 3D квиллинг. Искусство бумагокручения. – Ростов н/Д:
Планета Книг, 2014г.
23. Шутова, С. Поделки из всякой всячины. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008г.

27

Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
По итогам 1-го полугодия: Индивидуальное изготовление работы из
нетрадиционного (бросового) материала «Чудо – ёлочки».
Критерии оценки работ воспитанников за 1-е полугодие
Критерии
Самостоятельность
Трудоемкость
Цветовое решение
Креативность

Качество
исполнения

Низкий уровень
Выполняет работу
при
помощи
педагога
Мелких деталей нет,
выполнено просто

Средний уровень
Выполняет работу с
небольшой помощью
педагога
Имеет
мелкие
детали,
но
выполнено просто
Не
соблюдает Не всегда соблюдает
гармоничность
цветовое решение
цветовой гаммы
Работает строго по Работает по образцу,
образцу
но добавляет свои
детали
Содержит
дефекты

грубые Содержит
небольшие дефекты

Высокий уровень
Самостоятельно
выполняет работу
Много
мелких
деталей, выполнение
сложное
Гармоничность
цветовой гаммы
Оригинальное
выполнение работы,
самостоятельность
замысла
Изделие аккуратное

Итоговый балл

Качество
исполнения

Креативность

ребёнка

Цветовое
решение

Ф.И.

Трудоемкость

№

Самостоятельнос
ть

Уровень выполнения работ оценивается и заносится в таблицу

По итогам учебного года: Индивидуальное изготовление работы из соленого
теста «Оберег для дома».

28

Критерии оценки работ воспитанников за 2-е полугодие
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Работа наделена оригинальным образным содержанием,
форма передана точно, части расположены точно,
композиция продумана.
Есть незначительные искажения в строении , передачи
формы, пропорциях предмета, композиции.
Предметы не наделены образным решением, неверно
передана форма, пропорции, носит случайный характер,
безразличие к материалу.

29

Итоговый балл

Замысел

Композиция

Ф.И. ребёнка

Пропорции

№

Приемы работы с тестом

Результаты оценивания работ заносятся в таблицу

Приложение 2
Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей
Творческий союз педагога дополнительного образования и родителей,
совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное
уважение помогут наполнить жизнь ребенка интересными делами, посильным
трудом; окажут воздействие на формирование самостоятельности и
самоконтроля. Совместная работа детей и родителей по изготовлению поделки
удовлетворит потребность ребенка в активной деятельности, даст реальное
воплощение мысли, фантазии.
Наладить взаимодействие с родителями призваны:
‒ мастер-класс в середине года, который должен стать для родителей школой
педагогического мастерства, где они будут учиться организации труда ребенка
по изготовлению поделок, методике подобной работы в условиях семьи;
‒ присутствие на творческом конкурсе в конце года, где родители
привлекаются к оценке детских работ;
‒ родительский уголок в кабинете, который включает следующие рубрики:
постоянная выставка детских работ, «Наши достижения» (грамоты, дипломы и
т.п. с различных выставок), «Сделайте дома с детьми», где даются краткие
рекомендации родителям по выполнению различных поделок;
‒ результаты мониторинга (в конце учебного года родители могут получить на
руки мониторинговый лист с полной картиной развития ребенка за
определенный период времени);
‒ по желанию родителей педагог дополнительного образования предложит
семинары — практикумы в течение учебного года (например: «Связь работы
над игрушками — самоделками с игровой деятельностью детей», «Условия
организации детской трудовой деятельности в семье», «Изготовление игрушек
из различного природного материала», «Уголок ручного труда для ребенка на
даче, сбор и хранение природного материала» и др.)
‒ традиционные формы — родительские собрания (в начале и в конце учебного
года) и индивидуальные консультации, беседы по необходимости.
Педагоги — прикладники убеждены в важности подобного контакта с семьей,
который помогает создать духовную близость взрослых и детей, поднимает
авторитет родителей.

30

Приложение 3

31

Приложение 4

Здоровье сберегающие технологии на занятиях
Мозговая гимнастика
(упражнения для улучшения мозговой деятельности, длительность 2 мин.).
«Качания головой»
(упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко,
расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно
качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере
расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки»
(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание,
повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной
плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений»
(улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть
мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Вижу палец!»
указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см,
смотреть на палец в течение 4—5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки
левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть
левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть
правый глаз. Повторить 4-6 раз.

Корригирующие упражнения для глаз.
«Маляры»
Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8-10 раз
«Ходики»
Движения глаз вправо – влево. Плавно, 8–10 раз
«Бабочка»
Плавные движения глаз вырисовывают бабочку. Правый верхний угол –
правый нижний угол. Вверх по диагонали – левый верхний угол, левый нижний
и т.д.
«Циферблат»
Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают
круг. Глаза поднимаем вверх. Медленный счет до восьми.
«Мотылек»
Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение. Дети
моргают, представляя, что их веки – это крылья мотылька

Упражнения для снятия глазного напряжения

32

Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению
кровообращения и расслаблению мышц глаз, улучшают циркуляцию
внутриглазной жидкости.
«Палец двоится»
(облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд,
смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии
лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец
не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
«Зоркие глазки»
глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой
стрелки.
«Стрельба глазами»
двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем
вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
«Письмо носом»
(снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как
длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом
мягко прикрыты.

Упражнения для рук
Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики и снятия
усталости
рук
Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В
конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.
Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а
затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.
Физкультминутки
***
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли, (шагают на месте)
За природой наблюдали.
(Поворачивают голову в сторону)
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели. (Руки вверх)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (Присесть)
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Помахали руками)
Дружно хлопаем. (Хлопнуть в ладоши)

33

Ногами топаем. (Топнуть ногами)
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали! (Сесть за столы)
***
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от стола не отпускает.
(Ходьба на месте)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В сторону разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево)
Пальцы ставим мы к печам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой вперед,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперед и назад)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за столы)
***
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно
ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте)
Ну, а мы идем, идем (Ходьба на месте)
И к себе приходим в дом. (Садятся за столы)
Пальчиковые игры. Игры для рук
Русская игра «Утречко».
(Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуют солнышко с лучами)
- Эй, братец Федя, разбуди соседей.

34

(Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.
Левая ладонь снизу, поддерживает кулак. Пальцы вытянуты)
- Вставай, Большак!
(Щелчок по указательному пальцу левой руки)
Вставай, Указка!
(Щелчок по указательному пальцу левой руки)
Вставай, Середка! (Щелчок по среднему пальцу)
Вставай, Сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу)
И Крошка-Митрошка! (Щелчок по мизинцу)
Привет, Ладошка! (Щелчок в центре ладони)
Все потянулись и проснулись.
(Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся)
При повторении игры руки меняются ролями.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин. (Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты,
словно в руках мяч)
Много нас, а он один. (Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в
кулак, прямым остается только один палец каждой руки)
Эта долька – для ежа. (Ладони сжаты в кулак, на каждую фразу)
Эта долька – для стрижа. (Дети разжимают по пальцу, начиная с большого)
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка… кожура. (Дети прячут руки за спину)
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.
«Сделаем гимнастику для рук»
Много ли надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружок,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачёк.
(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)
Гимнастика для глаз
«Бабочки»
Спал цветок. (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка
подавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулась. (Поморгать глазам.)
Больше спать не захотел, 35

(Руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки)
Встрепенулся, подтянулся.
(Руки согнуты в стороны – выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)
***
Ах, как долго мы трудились,
Глазки наши утомились. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево, вправо)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками)
В группе радугу построим.
Вверх по радуге пойдем,
И глазами проведём.
(Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх - влево)
Вправо, влево, оглянись,
А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, не зевай,
Глазки после открывай и немного поморгай.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать)
Релаксация «Волшебный замок».
Педагог включает спокойную музыку со звуками природы или классическую.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вздоха и выдоха и
найдите внутри себя самих точку внутреннего спокойствия – такое место в
душе, где тихо и спокойно.
Представь себе, что ты оказался в чужом городе и идешь по какой-то
маленькой улочке. Улица выводит тебя на площадь, где стоит замок. Замок
переливается огнями. Ты подходишь к замку, и двери открываются. Ты
проходишь внутрь. Там светло от множества люстр, играет волшебная музыка.
Ты попадаешь в твою любимую сказку. Все персонажи улыбаются тебе, и ты
улыбаешься им. Тебе хорошо на душе и спокойно. Ты видишь свою любимую
сказку. К тебе подходит фея, берет тебя за руку и ведет к выходу. Ты
улыбаешься, машешь рукой сказочным героям. Ты выходишь из дверей замка.
Идешь по улице, находишь скамейку и садишься. Ты счастливо улыбаешься и
открываешь глаз.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».