обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности. Профессиональное мастерство – необходимый компонент профессионального акме личности. Профессиональное мастерство выражается в стабильном достижении высокой производительности труда, в получении продукта труда, соответствующего требованиям профессии и социума. Профессиональное мастерство означает усвоение работником высоких стандартов профессии, воспроизведение на оптимальном уровне ранее созданных и накопленных в профессии рекомендаций, разработок, инструкций. Профессиональное мастерство – важное условие подготовки человека к профессиональному творчеству как созданию новых эталонов, задач и способов деятельности в профессии. Педагогические кадры должны быть квалифицированными, сейчас педагоги должны иметь профессиональное образование. Проходить курсы повышения квалификации раз в три года, повышать профессиональное мастерство, участвуя в конкурсах. Какими качествами, компетентностями должен обладать современный педагог в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога, регламентирующие деятельность педагогов ДОУ? В связи с этим в современной практике дошкольного образования необходима подготовка воспитателя ДОУ, способного организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать в общении с ребенком особенности детского развития, обладающего профессиональной критичностью, владеющего компетенциями в отношении обоснования выбора программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей от младенчества до школы, с учетом их интересов, особенностей, что должно являться особой задачей и направлением переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Современный этап внедрения стандарта дошкольного образования предполагает иной подход к системе воспитания и обучения дошкольников, а соответственно достичь положительных результатов можно только совершенствуя профессиональные качества педагога. В стандарте дошкольного образования немаловажную роль занимают требования, предъявляемые к профессионализму педагога. Стандарт требует новых форм работы от воспитателей. Обратимся к «Профессиональному стандарту педагога», в котором выделены важные качества педагогов дошкольного образования. Проанализировав эти важные документы, мы выделяем следующие требования, предъявляемые к педагогу. Профессионально важные качества педагога (воспитателя) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Профессиональная компетентность: Знания (общий кругозор, методика, предмет, педагогика, психология) Умения: Адаптационные (подбирать способы работы адекватные возрасту, стиль общения, создавать положительную атмосферу, создавать наглядность, использовать технические средства) Коммуникативные (способ общения с детьми, анализ поступков детей, создавать атмосферу успеха, владение ораторским искусством, соблюдать субординацию) Организаторские (организовать индивидуальную и групповую работу, Профессиональный стандарт педагога Педагог должен знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми. Знать возрастные особенности; Педагог должен знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми. Знать возрастные особенности; организовать коллективное общение, учить детей взаимодействовать друг с другом, рационально сочетать разные формы деятельности, распределять задания по способностям) Гностические (анализировать свою деятельность и своих коллег, адекватно воспринимать новшества и внедрять их, участвовать в исследованиях, вести работу по самообразованию и самосовершенствованию) Персептивные (умение найти подход и внимание всем детям и проводить индивидуальную работу, видеть межличностные отношения, адекватно оценивать способности воспитанников) Проектировочные (планировать занятие в соответствии возрасту и особенностям развития дошкольника, подбирать материал по возрасту, анализировать пособия, применять здоровьесберегающие технологии) Гибкость Мобильность Стрессоустойчивость Личностные качества (интеллектуальные, трудовые, эстетические, педагогический такт, гуманность, нравственность) Темперамент Ценностные ориентации Профессиональная культура педагога Профессиональное самосознание Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. Владеть теорией и методикой развития детей дошкольного возраста. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи вместе с узкими специалистами по результатам мониторинга с целью последующей корректировки. Реализовывать педагогические рекомендации узких специалистов в работе с детьми. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации. Владеть методами и средствами анализа психологопедагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей для решения образовательных задач. Владеть ИКТкомпетенциями Стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога предъявляют важные требования к профессионализму педагога, в частности воспитателя. Регламентируют идентичные компетенции, предъявляемые к педагогу, а именно личные и профессиональные. В стандарте педагога предъявляются наиболее четкие требования в большей степени направленные на профессиональные качества педагога. Такие как знание теории и методики дошкольного воспитания и образования, владение мониторингом с целью освоения образовательной программы детьми, создание благоприятной и безопасной атмосферы для детей, взаимодействие с узкими специалистами и реализация коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, особое значение отводится работе с родителями. В профессиональном стандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования (воспитателю), отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования. К педагогу дошкольного образования по профессиональному стандарту педагога предъявляются следующие требования, рассмотрим подробнее: Трудовые действия: Участие: Организация образовательно-воспитательного процесса: Необходимые умения: Необходимые знания: Перечень требований: трудовых действий, организации образовательно-воспитательного процесса, умения и знания, личные и профессиональные качества воспитателя, выделенные из профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были положены в основу обновленного проекта программы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ. Цель – создание гибкой, эффективной системы повышения профессионального мастерства педагогов МАДОУ № 18. Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе совершенствования мастерства педагогов. Профессиональное мастерство педагогов является ведущим критерием оценки их деятельности при этом уровень знаний и умений воспитанников – является из основных показателей профессионализма сотрудников ДОУ. Современный педагог должен иметь оригинальный стиль деятельности, область рядом определенных качеств. Что же входит в понятие «педагогическое мастерство»? Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. С технологической точки зрения педагогическое мастерство – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, компетентность. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство. В современных условиях педагог – это, прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, определенная исследовательская смелость, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта, то есть обладающий сформированным потенциалом. Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Способность к взаимодействию и сотрудничеству также является проявлением высокого профессионального мастерства, результатом постоянного совершенствования профессиональной деятельности педагога, в процесс взаимодействия обусловлено духовным миром личности, её самобытностью, способностью человека быть самим собой. Взаимодействие предполагает развитую потребность в самопознании, самоанализе, самосовершенствовании. Для этого каждому педагогу предлагается иметь портфолио (с англ. «рortfolio» - портфель, папка). Он позволяет более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и творческой активности педагога в течение длительного срока его профессиональной деятельности. Функции портфолио: статистическая, накопительная, практическая. Цель создания портфолио – раскрытие творческого роста педагога, предоставление результатов своего труда для определения стимулирующего фактора со стороны администрации образовательного учреждения, управления образования, использование данных материалов для аттестации. Портфолио представляет собой: 1. Карта педагога, где отражены данные воспитателя об образовании, КПК, стаже работы. Прикладываются копии документов. 2. «План-график индивидуальной работы», то есть работа по совершенствованию педагогического мастерства из года в год (указываются участие в конкурсах, получение различных сертификатов и наград любого уровня и другое – можно приложить копии). 3. Также в портфолио фиксируются все наблюдения за воспитательно-образовательным процессом, накопленные за определенный период. В карте отмечаются любые наблюдения за процессом работы конкретного педагога. Это анкетирование, результаты педагогической диагностики, самоанализа, самоконтроля, любая жалоба или благодарность со стороны сотрудников или родителей, результаты проведения открытых просмотров для города, района или своего педагогического коллектива и родителей, участие педагога в общественной жизни коллектива и так далее. Таким образом, портфолио является как бы аккумулятором роста педагога на протяжении всех лет работы в данном учреждении, в ней отражается динамика его профессионального роста. Цель – повышение профессионального уровня педагогов, качества воспитательно образовательной деятельности. «Школа начинающего педагога» Целевая аудитория: педагоги, недавно вступившие в должность «воспитателя», стаж педагогической деятельности менее 3 лет. Срок пребывания – 3 года Ключевые направления в Образовательной программе: профессиональное развитие начинающих воспитателей, в частности их быстрое и качественное вхождение в новую должность; - социокультурная адаптация начинающего воспитателя, введение его в коллектив дошкольного учреждения и закрепление на рабочем месте. - расширение и поддержки практики наставничества в МАДОУ № 18 со стороны «Педагогов новаторов», «Педагогов-активистов» Поскольку первые 3 года являются одними из самых сложных, то естественно, что начинающий воспитатель нуждается во всесторонней поддержке всего педагогического коллектива. В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы, которая учитывает не только особые образовательные потребности воспитанников, но и Кодекс этики и служебного поведения сотрудников ДОУ. Помочь сориентироваться в основных направлениях работы воспитателя, найти ключ к установлению позитивного контакта с родителями в группе, адаптироваться в коллективе – это основные направления поддержки начинающего педагога в МАДОУ № 18. «Педагоги-новаторы» Целевая аудитория: воспитатели группы от 3 лет, проявляющие инициативность, стремление к повышению уровня собственного профессионального мастерства, самообразованию, внешним мероприятиям муниципального, краевого, федерального уровня. Срок пребывания – бессрочно Ключевые направления в Образовательной программе: - поддержать инициативность воспитателя, определить направление профессионального роста, оказать содействие в овладении современными образовательными технологиями; - способствовать созданию современной образовательной среды в группе Педагога-новатора, с использованием современных образовательных технологий; - повышать профессионализм воспитателя в цифровом пространстве, путем создания электронной странички педагога (сайта), способствовать созданию позитивного имиджа воспитателя. Педагогноватор – это воспитатель, дающий и осуществляющий новые идеи в педагогической деятельности, генератор-идей. Он стремится реализовывать возникшие идеи в своей практике, стремится к овладению современными образовательными технологиями, реализует их на практике, вносит изменения в развивающую предметно-пространственную среду. «Педагогиактивисты» Целевая аудитория: воспитатели со стажем более 10 лет. Срок пребывания – бессрочно. Ключевые направления в Образовательной программе: - профессиональное развитие «Педагогов-активистов» через посещение ГМО, курсов повышения квалификации, переподготовки; - выстраивание программы «Школы молодого педагога», с организацией открытых занятий, взаимопосещения, консультаций; - расширение и поддержка практики наставничества. Категории педагогов Задачи Формы деятельности Виды отчета Начинающий (молодой) Стаж работы менее 3 лет 4 педагога МАДОУ № 18 Педагог с опытом Стаж работы более 3 лет 5 педагога МАДОУ № 18 Педагог с большим педагогическим опытом (от 9 лет) 1.Знакомство с коллективом 2.Знакомство с физиологическими особенностями детей с нарушением зрения 4.Изучение методов и приемов используемых в реализации АООП 5.Практическое применение полученных знаний. 6.Анализ результатов деятельности 1.Поиск и применение новых видов деятельности 2. Обобщение опыта работы 3. Транслирование опыта работы в среде других педагогических коллективов 4. Позитивно воспринимают изменения в образовательно воспитательной сфере 1.Практическое применение полученных знаний 2.Анализ результатов деятельности 3. Оказание помощи молодым педагогам (наставничество) 4.Предоставить психолого педагогическую помощь молодым специалистам 1. Посещение городской Школы молодого воспитателя Анализ занятия, ведение поэтапноперспективного плана, выбор темы по самообразованию, ведение портфолио Мастер-класс Конспекты занятий, презентации опыта работы, творческие проекты, аналитические справки, пополнение опыта работы в портфолио Семинары, проведение ООД совместно деятельности, транслирование опыта работы, демонстрация мастер-классов, составление программ Портфолио, презентация опыта работа, аттестация на первую и высшую категории Мы представили модель системы профессионального мастерства педагогов. Она является весьма эффективной, потому что в такой системе педагоги взаимодействуют на всех уровнях. Отметим, что и отследить отношение педагогов к своей работе имеет существенное значение, как для самих педагогов, так и для администрации. Система непрерывного образования педагогов предполагает разработку образовательных программ для групп педагогов, объединенных по личностным качествам, психологической совместимости, по степени заинтересованности. Также для каждого педагога разрабатывается «План-график индивидуальной работы». В современных условиях педагог – это, прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, определенная исследовательская смелость, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта, то есть обладающий сформированным потенциалом. Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Важность проблемы столь велика, что воспитатель должен принять очень ответственное решение о переводе своей деятельности в режим саморазвитии, или, другими словами, выстроить видение проблемы на перспективу. Структура образовательной программы для разных групп воспитателей стандартна. 1) перспективный план 2) содержание каждого занятия; 3) перечень заданий для самостоятельной работы; 4) перечень тем для самостоятельного изучения; 5) формы отчетности. Обладая разным опытом педагогической деятельности (молодые педагоги, опытные и педагоги стажисты), в процессе педагогической деятельности необходимо отслеживать качество профессионального мастерства. Для этого мы попытались представить модель повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ. Этапы повышения профессионального мастерства. 1 этап: это мониторинг профессионального мастерства педагогов, отслеживаются слабые и сильные стороны развития педагогического потенциала (Диагностика по программе педагога психолога «Психологическое здоровье педагога» (анкетирование (примерные анкеты для оценки потенциала педагога) 2 этап: дифференциация педагогов по степени квалификации, по отношению педагогических кадров к своей работе. 3 этап: на основании этих результатов подбирается форма методической работы с педагогами по повышению профессионального мастерства педагогов. 4.4. Система непрерывного образования по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ Мониторинг качества профессиональных способностей педагога Дифференциация педагогов по уровню профессионального мастерства Формы методической работы по повышению профессионального мастерства Диагностика по программе педагога психолога «Психологическое здоровье педагога» (анкетирование (примерные анкеты для оценки потенциала педагога): «Самооценка личности» (качества личности) - «Готовность педагога к работе в инновационном режиме» - «Развитие профессиональных способностей» - «Пути личностного профессионального развития педагога» и др. Ряд диагностических методик: -Самоотчеты, творческие отчеты педагога по результатам работы. -Наблюдение за работой воспитателя, специалистов и администрации Результаты анкетирования родителей на предмет оценки работы педагога. Педагоги – новаторы; Педагоги – мастера, опытные-активные, «двигатели»; Педагоги – консерваторы; Педагоги – молодые специалисты. Формы работы: При проведении результата учитывать: 1) Самооценку педагога своей деятельностью 2) Оценку администрации и специалиста 3) Результаты диагностики педагога психолога Система повышения квалификации заключается не только в том, чтобы научить педагога, но и в том, чтобы предоставить возможность учить других, а, следовательно, и повышать свою квалификацию. Поэтапно педагогам следует оценивать профессиональные способности педагога, с целью последующей коррекции и выбора правильного пути развития. Целью повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ является поэтапное, систематическое развитие потенциала педагогов. 5. План мероприятий повышения квалификации педагогов МАДОУ № 18 Цель: создание эффективной системы повышения квалификации педагогических кадров, ориентированных на формирование успешной, здоровой, социально адаптированной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, владеющей необходимыми знаниями для дальнейшего бучения с учетом индивидуальных способностей Задачи 1.Создание нормативной правовой основы повышения квалификации работников ДОУ. 2.Разработка индивидуальных планов профессионального роста и достижений воспитателей и определение личных потребностей сотрудников в обучении, разработка и реализации образовательной программы «Школа начинающего педагога» 3.Разработка и реализация образовательных программ «Педагогноватор», «Педагог активист» 4. Трансляция опыта педагогов через: Направление деятельности 1.Систематизировать нормативные правовые документы проведения аттестации работников ДОУ. 2.Разработка локальных актов и обновление должностных инструкций, регламентирующих деятельность ДОУ и педагогических кадров. -Проведение самоанализа Составление перспективных планов для разных групп повышения квалификации педагогов Работа над персональными темами по самообразованию педагогов Своевременное обучение всех сотрудников: *на курсах повышения квалификации, *на городских и областных семинарах (вебинарах). Апробация новых форм повышения квалификации сотрудников (дистанционное обучение, вебинары и др.) Увеличение количества работников имеющих квалификационные категории (первую, высшую). - Участие в семинарах практикумах, выступления на педагогическом совете (на уровне учреждения); - Исполнители Сроки Заведующая, зам.зав по ВМР Заведующая, зам.зав 2022,2023,2024, по ВМР Заведующая, зам.зав 2023,2024 по ВМР Заведующая, зам.зав 2022,2023,2024 по ВМР Городские и областные конференции и семинары, МО; Участие в конкурсах 2022,2023,2024 профессионального педагогического мастерства, мастер классы; - Организация 2022,2023,2024 наставничества; Ведение Портфолио (документ профессиональных 2022,2023,2024 достижений); Печатные издания, сайт детского сада и другие Интернет-сайты и цифровые образовательные ресурсы 5.Выявление проблем - .Анализ деятельности Заведующая, зам.зав связанных с коллектива по по ВМР 2022,2023,2024 организацией системы программе педагогаповышения психолога квалификации. «Психологическое здоровье педагога» Разработка дальнейших путей повышения квалификации 6. Содержание и реализация Программы Программа, рассчитана на 4 учебных года, включает в себя три этапа. Первый этап 2019-2020 Целью является активное стимулирование мотивации педагогов, развитие у них адекватного представления о собственной деятельности и профессиональной мобильности, необходимой для самореализации в профессии. Он включает следующие мероприятия: анализ и обобщение имеющегося в учреждении опыта работы по заявленной теме; психологопедагогический мониторинг способностей педагогов; формирование мотивационной готовности родителей к участию в Второй этап 2020-2021 20212022 Работа по раскрытию перед педагогами новых возможностей самореализации, повышающих их ценность как профессионалов. -оформление позитивного педагогического опыта, подлежащего распространению; -участие педагогов, детского коллектива и родителей в конкурсах образовательной системы разного уровня; мастер-класс по представлению и защите профессионального опыта педагогов на мероприятиях разного уровня; -подготовка фотои Третий этап 2022-2023 Заключительный этап, цель которого закрепление конкурентоспособности сотрудников ДОУ в широких педагогических кругах. Проводится оценка результатов работы всех участников программы на основании самоанализа), обрабатываются и оформляются все материалы, создается методическое пособие для внедрения данной модели в практику работы дошкольного учреждения. конкурсах; - включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения, что способствует: -повышению у педагогов личной заинтересованности в реализации конкурсной деятельности; -развитию активности и организаторских способностей педагогов ДОУ и созданию положительного микроклимата. - проведение тестирования, обучающих занятий, семинаров для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации, творческой инициативности и формирования умения социального позиционирования себя в профессии; -разработка тематики и определение направлений проекта на основе содержания конкурсной деятельности. видеоматериалов для достижения личностных целей и целей учреждения в целом; помощь в подготовке презентаций созданной методической продукции и творческих отчетов о результатах работы; представление материалов творческого труда на заседаниях педагогического совета ДОУ; -проведение открытых мероприятий для педагогов городской образовательной системы. 7. Организационно - методическое сопровождение программы Для выявления способностей педагогов к развитию проводим диагностику: - Диагностика по программе педагога-психолога «Психологическое здоровье педагога» - «Самооценка личности» (качества личности) - «Готовность педагога к работе в инновационном режиме» - «Развитие профессиональных способностей» «Пути личностного профессионального развития педагога» и др. По результатам составляем итоговую таблицу, где продумываем систему работы с педагогами. Все это помогает нам спланировать предварительную работу, подготовить коллектив к реализации программ. Подобранные в них практические занятия помогут организовать самообразование педагогов и повысить его эффективность. Участвуя в занятиях, педагоги могут самостоятельно выстроить свою деятельность по приобретению новых знаний. Одним из компонентов в данной Программе «Повышение профессионального мастерства педагогов» является программа педагога-психолога «Психологическое здоровье педагога». Цель, которой, оказание технической поддержки. Проведение тренингов, во время которых педагоги как бы проживают все этапы (мастер-класс, конкурсное занятие, публичная консультация, самоанализ), получают ответы на интересующие их вопросы. Целый цикл занятий посвящается психологической подготовке к участию в испытаниях: отрабатывать навыки публичного выступления, искать способы эффективного воздействия на аудиторию, такие как имидж - это визитная карточка конкурсанта. Такие занятия помогают участникам быстрее адаптироваться к условиям проведения городских мероприятий, аттестации на первую и высшую категорию. 8.Формы методической работы ДОУ по повышению профессионального мастерства педагогов Группы методических форм повышения квалификации педагогов в ДОУ Коллективные Групповые Индивидуальные Научно-методический Диспут (дискуссия) - «Круглый Собеседование -Самоанализ семинар - Открытый показ стол» - Творческая группа - Консультация (непосредственно Взаимопосещения педагогами Самообразование -Курсовая образовательная открытых занятий - переподготовка -Авторская деятельность) -Научно- Педагогический консилиум - работа -Тренинг -Презентация практическая конференция - Проблемная группа - авторской программы Педагогический совет ДОУ - Методобъединения - Наставничество -Стажировка Методическая выставка - Педагогическая мастерская Аукцион методических идей Мастер-класс и др. -Участие в (находок) -Деловая игра - проектных группах Конкурс профессионального мастерства Критериями эффективности методической работы являются результативные показатели: -уровни педагогического мастерства; -активность педагогов; -соотношение педагогов, имеющих первую и высшую категорию